При стрессе психологи рекомендуют определить небольшой горизонт планирования с достижимыми целями. Нам нравится, когда мы можем контролировать ситуацию. В рамках образовательного процесса у человека есть модули, контрольные работы, рамки курса. Это помогает упорядочить жизнь и разбить ее на маленькие контролируемые шаги, которые помогают спасаться от стресса.
Выстраивание микроцелей помогает вернуть себе чувство контроля. Задания позволят создать распорядок дня, сфокусироваться на самоорганизации.
В стрессовый период также важно, что в обучении присутствует «ситуация успеха», в которой обучающийся успешно справляется с чем-то для него новым. Она может заключаться в выполнении непростого упражнения, разработке проекта, верных ответах на вопросы теста.
Что делать, если сама учеба вгоняет вас в стресс?
Стресс повышает тревожность из-за отсутствия у нас возможности влиять на конкретную ситуацию. Такая тревога тратит ресурсы организма впустую. В учебе есть своя тревожность — например, при подготовке к тестовому заданию. Но на этот вид тревоги мы можем повлиять, так как результаты учебы зависят напрямую от наших усилий. Обучение позволяет переключить стресс в другое русло. Это не позволит избавиться от него полностью, но даст возможность перенаправить и извлечь выгоду. Намного легче и полезнее беспокоиться о том, насколько качественно вы подготовились к уроку, чем переживать о том, чего не в силах изменить.
Ключевым шагом в обучении станет максимально конкретная формулировка ответа на вопрос: «Зачем я это изучаю?»
Например:
«Я учу английский язык, чтобы повысить свою профессиональную ценность. Если я смогу общаться с зарубежными деловыми партнерами компании, это поможет мне больше зарабатывать»
Если при изучении языка начать смотреть сериалы или фильмы, которые не подходят вам по уровню, то вполне вероятен результат, когда вы ничего не поймете и расстроитесь, что учеба прошла впустую. А на самом деле просто разрыв между текущими навыками и необходимыми слишком велик и вам нужно скорректировать уровень сложности.
Как продолжать развиваться, не подвергая себя лишнему стрессу?
При выборе форматов и материалов для обучения важно учитывать, что в среднем мы можем выделить на саморазвитие около получаса в неделю. Все, что выходит за пределы этого временного отрезка, требует от нас дополнительных усилий. Итак, что можно делать, чтобы удовлетворить потребности мозга в новой информации и не перегружать его.
Выберите цель обучения
Подумайте, как в нынешней ситуации обучение может улучшить вашу жизнь? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите на жизнь со всех сторон:
🔹Если вы хотите достичь профессиональных целей, то каких?
🔹Если вы хотите сделать свою жизнь более комфортной, то в каких областях?
Если вы хотите выучить иностранный язык, то для чего?
🔹Если вы хотите подтянуть навыки коммуникации, то какие именно?
Составьте последовательность просветительского контента для изучения
Теорию можно получать из рассылок, статей, видеоуроков. Практические навыки — из заданий и тренажеров. Если вы проводите много времени в дороге, обращайте внимание на такие форматы, как карточки, посты, подкасты и так далее.
Не отказывайтесь от чтения
Чтение повышает активность в центральной борозде мозга, нейроны которой преобразуют размышления в реальные ощущения.
Так что смело выбирайте в качестве учебных материалов любые тексты, которые вам интересны:
• статьи
• блоги
• художественные книги и так далее
Главное, не затягивайте чтение на часы.
Создавайте из изученной информации собственную базу знаний
Ведите конспекты и сохраняйте ссылки на источники полезных материалов.
Фокусируйтесь на одной задаче
Многозадачность ухудшает нашу память и способность концентрироваться. Поэтому на время учебы отключите уведомления в мессенджерах и потратьте время только на получение новой информации.
Загружайте мозг новыми задачами
Разгадывание кроссвордов, изучение иностранных языков, рисование, наблюдение за природой — это тоже обучение. Просто нужно взглянуть на это понятие чуть шире, чем мы привыкли это делать.
Соблюдайте информационную гигиену
Прежде, чем начинать поиск новой информации, задайте себе следующие вопросы:
▪️Что я сейчас хочу узнать и какой результат хочу получить?
▪️Нужна ли мне эта информация, если я чувствую усталость?
▪️Каким будет мое состояние после потребления информации?
Если понимаете, что информация не отвечает краткосрочным или долгосрочным целям, откажитесь от ее потребления.