Прежде чем стать частью какого-то проекта, коллектива или организации, мы узнаем, какие существуют требования к их участникам. Чтобы быть успешно включенным в волонтёрские проекты, важно понимать требования к добровольцам.
Карта компетенции — это основной инструмент, позволяющий оценить готовность волонтера к осуществлению добровольческой деятельности на едином высоком уровне в соответствии с возлагали на него функциями.
Она также является реальным инструментом, позволяющим определить те знания, умения и навыки, которые необходимо развивать каждому из участников добровольческой деятельности.
Долгое время залогом успеха в любой деятельности считался профессионализм — совокупность профессиональных ЗУН:
- знаний,
- умений,
- навыков.
В 70-х годах прошлого века психологам Дэвидом Маклеллендом было введено такое понятие, как поведенческая компетентность. Суть этого подхода стоит в том, что помимо квалификации на результаты труда влияет еще и стиль поведения, присущий человеку. То есть
Компетенция — это устойчивый стиль поведения, присущий человеку и имеющий важное значение для успеха в определенной деятельности.
Компетенция основана на комбинации знаний и умений, навыков, а также индивидуальных качеств и ценностных установок.
Модель компетенции — это комбинация навыков, знаний и опыта, необходимых для эффективного выполнения поставленных задач.
Для волонтера данная модель — это ориентир для саморазвития. Для организаторов волонтерской деятельности это критерии отбора и продвижения. Модель компетенции участника добровольческой деятельности состоит из следующих блоков:
- Ценностные установки,
- личные и деловые компетенции,
- социальные компетенции,
- предметная компетентность.
В следующих статьях мы подробно разберем каждый блок компетенции. На все интересующие вопросы отвечу в комментариях☀️