Дмитрий Анатольевич Журавлев, политолог, научный руководитель Института региональных проблем, о том, кто может стоять за терактом в Крокусе и стоит ли ожидать других подобных атак?
Уши торчат украинские, но почерк гораздо более профессиональный, потому что украинские спецслужбы — это «треугольный квадрат». Еще недавно их вообще в природе не было. Поэтому почерк, скорее всего, британский.
В чем смысл теракта? Напугать. Зажечь огонь, кинуть гранату, выстрелить, это не так сложно. А умело пугать — это большое искусство.
Вероятность последующих терактов будет зависеть от скорости и эффективности нашей реакции. Террорист — человек трусливый по определению. Если будет понятно, что ответ будет, ответ будет обязательный, ответ будет жестокий, то террор прекращается. Террор начинается тогда, когда с ними начинают разговаривать. Когда вы говорите: "Шамиль Басаев, говорите громче", — все, эпоха терроризма началась. А если вы просто стреляете в каждого террориста и не оставляете никого в живых, тогда террор очень быстро сходит на нет. Потому что умирать террористы не собираются. Они собираются убивать, и убивать предпочтительно безоружных.
ИГИЛ* — скорее всего ширма. Какой для них смысл в этом теракте? Кого они напугают? С кем они воюют? Их противники в действительности Запад, а не мы. Они могли бы это сделать за деньги. Но тогда эту жадность кто-то должен простимулировать, а это, скорее всего, западные страны. ИГИЛ в крайнем случае может быть исполнителем. Но заметьте, что исполнители бежали не на восток, в Таджикистан. Оттуда их бы никто не выдал. Они стремились на запад, то есть на Украину. Значит там центр их действий. Конечно, вряд ли конечные организаторы на Украине, украинцам просто не хватит компетенций. Но... Центр там. А значит ИГИЛ — это либо соучастник, либо просто исполнитель.
Такие несчастья часто являются причиной консолидации общества. Когда дети боятся, они бегут к маме. Тут то же самое. Но дальше вопрос именно в степени опасности. Если мы покажем, что не можем правильно действовать, то это приведет к расслоению. Если мама с папой смогут защитить от буки и бяки, тогда это будет усиливать консолидацию. Потому что государство выступает в качестве родителя, который защитит, поможет и гарантирует безопасность.
В последние годы, как это ни удивительно (ведь 30 лет активно внедряли западную культуру, которая более привлекательна для индивидуального восприятия), в обществе произошел сдвиг от индивидуалистического эгоизма в сторону единения и общности. Если б этого сдвига не было, то и СВО бы не случилось. Молодёжь воспитывали в логике спасай себя, остальных потом посмотрим. В этой логике армия бы просто не собралась, потому что в логике пирамиды Маслоу любой солдат должен сдаться, потому что лучше быть живым в плену, чем мёртвым героем. То, что войска воюют и люди погибают, а оставшиеся люди не разбегаются доказывает, что пирамида Маслоу сейчас не работает. Сегодняшний день, то как люди выстроились, чтобы помочь пострадавшим, лишь подчеркнул это
* — организация признана террористической и запрещена в РФ
25.03.2024