Самой доступной техникой советских подростков считался велосипед, а вот самой желаемой, мопед или мокик.
Быть владельцем собственной техники в 12-14 лет, это был предел желаний любого пацана выросшего в период, когда еще было такое государство как Союз Советских Социалистических республик.
Если советский автопром не мог обеспечить граждан Советского Союза достаточным количеством автомобилей, то выпуск мотоциклов и мопедов был налажен в совершенстве.
Двухколесной мототехники ездило по дорогам страны много, и выбор был довольно внушительным, начиная от легких мотоциклов дорожного типа, и заканчивая тяжелыми колясочными моделями.
Отдельную категорию занимали мопеды, маломощный тип техники, которую выпускали сразу несколько заводов страны.
Главной особенностью технического средства являлось то, что управлять мопедами разрешалось подросткам, достигшим 14-летнего возраста, при этом сдавать на право управления этой техникой было не обязательно.
«Верховина»
Начиная с 1970 года Львовский мопедный завод начал серийно выпускать модель мопеда под названием «Верховина».
На первых мопедах стоял ковровский двигатель Ш-51, мощностью в 2 л. с., разгонявший мопед до скорости в 50 км/ч.
Модель стала настолько удачно и популярной, что даже кинематографы решили засветить эту технику в х/ф «Приключения Электроника».
Самым быстрым и удачным по качеству сборки считалась модель «Верховина-6», где всем своим внешним видом мопед слегка напоминал спортивную мототехнику.
Выпуск мопедов этой линии завершили в 1981 году, закончив моделью «Верховина-7».
«Стелла»
В канун развала СССР в свободную продажу начали поступать мопеды, которые были разработаны совместно с чехословацкими инженерами.
Было два варианта сборки мокика, на одном из которых использовался шауляйский двигатель V-501 или чешский Jawa.
Маленький в габаритах, позволяющим перевозить себя в багажниках легкового авто, мокик быстро пришелся по вкусу не только подросткам, но и категории людей постарше.
Модель отличалась в первую очередь красивым дизайном и довольно приличными техническими характеристиками.
Несмотря на то, что техника относилась к категории мини-мопедов, мокик развивал вполне достойную скорость в 45-50 км/ч.
«Рига»
Этот мопед, выпускаемый Рижским заводом Красная звезда (Саркана звайгзне) начиная с 1960 года, считался самым комфортным в эксплуатации и красивым по дизайну на всей территории огромной страны.
За основу при создании мопеда была использована мало-кубатурная техника, выпускаемая чешским заводом «Ява».
Самой удачной по качеству сборки и дизайнерскому оформлению стала модель «Рига-13», на которой был установлен двигатель Д-8, мощностью в 1,3 л. с. и объемом в 45 кубов, разработанный инженерами Рижского завода.
«Рига» была одним из немногих мопедов, на котором осветительное оборудование и система зажигания были очень хорошего качества.
«Дельта»
Эта модель стала продолжением популярной в стране линии мопедов, выпускаемых Рижским заводом.
Среди подростков эта модель, благодаря мощности в 1,8 л. с. к концу во-х годов считалась самой престижной не только в Прибалтийских республиках, но и по всей стране.
Требовалось всего 280 рублей, которые подросток мог и сам накопить, чтобы приобрести понравившийся мопед.
Чуть позже завод провел модификацию, начав выпуск спортивных и туристических мопедов, обладающих повышенной проходимостью в условиях бездорожья, что в свою очередь заинтересовало любителей активного отдыха.
«Карпаты»
Начиная с 1981 года, Львовский завод переходит на выпуск модели мопеда, которая внешним видом и характеристиками напоминает мотоциклы легкого типа.
Практически не убиваемый двигатель V-50, модернизированный из ранее выпускаемой заводом техники, укрепленная рама и усиленная передняя вилка позволял использовать мопед для обучения подростков для участия в мотокроссе и других спортивных дисциплинах.
Практически через пару лет разработчики пополнили серию новой моделью «Карпаты-2», где уже явственно просматривались элементы спортивных мотоциклов.
Несмотря на относительно невысокую максимальную скорость в 40 км/ч мопед отличался высокой проходимостью на самых сложных участках бездорожья, что делало его неоспоримым фаворитом в категории мопедов, выпускаемых в период существования Советского Союза.