Найти тему

Сегодня необычная тема – речь и ложка – в чем единство?

«Есть ли ЛОЖКА в жизни ребенка?» – это один из важных вопросов, который я задаю маме при диагностике ребенка, начиная с 8 месяцев. И, нет, мелкая моторика и координация движений здесь не при чём.

В норме около 8 месяцев мы даем ребенку в руки ложку и чашку. Понятно, что в этом возрасте он не в состоянии есть и пить сам. Но, он готов знакомиться с этими предметами и с радостью держит их в руках. Играет, изучает, облизывает, разглядывает.

«А как вы кормите ребенка с ложки?» - мой следующий вопрос маме. Пффф…, - скажете вы. "Да-да, именно как?" Мама делает показательный жест и тут я в очередной раз понимаю, что 80% мам вытирают ложку с едой о верхнюю губу ребенка. Т. е. мама делает такое движение, что еда "тормозится" об верхнюю губу и остаётся во рту ребёнка. Признавайтесь, кто так делает?

А вы ничего не слышали про снятие пищи с ложки ГУБАМИ? Да! Именно снятие губами. Не вы вытираете ложку о губы ребенка, а он сам снимает пищу с ложки! Естественно, это не в 8 месяцев. Но к 1,5 годам ребёнок вполне может это делать сам. Если он не в состоянии это делать, тогда какой речи вы ждете? У него ни язык, ни губы не двигаются. Это - первое.

А вот второе и важное – умение держать ложку.

Какие могут быть причины отказа самостоятельно есть?

1. Гиперопека. Когда ребенку не дают даже шанса попробовать делать это самому. Ведь он испачкается сам и испачкает всё вокруг. Это же минимум час уборки после кормления! А потом, конечно, малыш привыкает и чем старше, тем меньше ему хочется это делать (если еще перед глазами телефон с мультиком - но это совершенно другая тема). Года в 2,5 – 3 взрослые начинают жаловаться: «Совсем не хочет сам есть»… Так вы чуть-чуть опоздали, года на полтора…

2. Нарушение имитации и коммуникации. Ребенок не в состоянии имитировать простые действия окружающих взрослых. Не обращает внимания как едят взрослые и ему всё равно, что происходит вокруг.

Всегда задаю дополнительный вопрос: а ребенок сидит за общим столом со всей семьей? Нет? А как он должен научиться? Даже если у него с имитацией всё хорошо. Если он ест один, когда мама вытирает ему еду о верхнюю губу? (И опять же - если ещё он и мультики в это время смотрит...)

-2

3. Очень распространенный вариант, когда малыш в контакте, всё понимает, даже может брать ненадолго ложку, но не может есть сам (ближе к 1.5 годам). Это целая история про взаимосвязь мышечно-суставной системы, тактильной системы и артикуляционного аппарата. Как вариант, мы можем предположить моторные нарушения, и, если вы помните, речь начинается в теле! Возможно, у вашего ребенка есть сложности, о которых вы не предполагаете. Но это может быть тем волшебным ключиком, который откроет дверь в страну речи.

Почему же ребенок пытается, но не держит ложку? Вспоминайте замороженную десну у стоматолога. Сможете выпить воды, не пролив? Наверняка, всё потечет мимо, т. к. нарушена чувствительность, и вы не в состоянии управлять своими мышцами, ведь вы их не чувствуете. Вот так же и у ребенка.

-3

Очень часто - это будущая история про диспраксию (про артикуляционную в том числе). Именно поэтому ребенок хочет говорить, но не может.
Опять же, если ребенок говорит, но не ест ложкой, то... В этом случае, вы всё можете выяснить у ребенка, он же говорящий))