Найти тему
Кин-дзен-дзен

Индийский ноктюрн (1989 г.) буддистское путешествие молодого человека по восхитительной Индии, где ища друга, он старается обрести себя.

Кадр из Фильма "Индийский ноктюрн".
Кадр из Фильма "Индийский ноктюрн".

Надо ли задаваться вопросом «кто я?» на протяжении жизни и заниматься поиском ответов на столь монументальную загадку? Или довериться судьбе и ждать великого может быть? Герой Индийского ноктюрна, человек по фамилии Соловей, прилетает в Бомбей, где начинает поиски своего друга. Он распрашивает каждого, кто мог с ним видеться, делает это осторожно и как только приближается к пониманию его места нахождения, сознательно отказывается от окончательной разгадки. Этот вояж становится чем-то большим для героя. Он постепенно понимает, что ищет собственные личности и собирает их воедино по кусочкам.

Ален Корно здесь сильно усердствует в аутентичности иллюстрации Индии во всем многообразии. Начиная с дешёвой гостиницы в квартале проституток (это самое убогое место всегда), и заканчивая гедонистическим штатом Гоа, режиссёр не курит фимиам в лицо зрителю, делает многое для отображения реального положения дел По началу тут практически нет натуральных пейзажей, все действие происходит в помещениях. Свет тускловатый, атмосфера от такого эффекта безрадужная, что добавляет трагизма в сложных поисках друга героя, который потонул песчинкой в миллиарде индийцев. И постепенно, как мантра монаха, кино раскрывается, расправляет крылья, и несёт на них солнце надежды и просветления.

Кадр из Фильма "Индийский ноктюрн".
Кадр из Фильма "Индийский ноктюрн".

Корно помещает героя Жана-Юга Англада в ситуации, развитие и разрешение которых соответствует буддистским традициям. Всякий из нас всю жизнь находится в поисках себя. На эту тему сняли немало картин. Но сделать такое произведение завораживающим, с множеством доньев, избегая прямолинейных ходов, способен только погруженный с головой в материал художник. Корно нарочно смешивает краски, перемешивает реальность сермяжного существования низших слоев и отстранённости знати. Этим миксом смыслов, каст и культур француз пытается навести на мысли о бытие и смерти. Особое место в этой повести занимает литература. Упоминаются многие произведения мировых классиков и цитаты из них. Художественные произведения проникают всюду, даже в глубины индийских провинций. И всё происходит под музыку Шуберта.

Архитектура и пейзажи, захолустный зал ожидания с юродивой предсказательницей, всё выглядит магически. Колониальные строения рядом с эндемичными заданиями, океаническое побережье Гоа, тропическая жара будто сочится сквозь экран. Публика волей неволей проникается не только психологическим состоянием поиска Соловья, ночной птицы, но и физически ощущает шелест по коже тончайшего вздоха ветра и каплю пота на его теле. Подобную медитацию режиссёр Корно мог растянуть на многие часы, но ограничился стандартным хронометражем, ведь нет великой доблести молоть одно и тоже рациональное зерно без конца, но сила в том, чтобы вовремя остановиться, насытившись им.

Кадр из Фильма "Индийский ноктюрн".
Кадр из Фильма "Индийский ноктюрн".

Индийский ноктюрн определённого рода ответвление от устоявшегося стиля француза. Справедливости ради, у него почти каждая картина – это поиск, эксперимент и так далее. В данном случае он сотворил прекрасное по красоте визуальное творение, которое не бессмысленно, но осознано и определено рамками разумного. Ко всему прочему, создатели хоть немного, но отвечают на вопрошания сонма страждущих «Зачем надо ехать в Индию и путешествовать по ней?». Это непростой опыт, далеко не всякий его осилит, но те, кто сможет совладать с собственным отвращением и брезгливостью вернутся оттуда совсем другими личностями.

P. S. : Индийский врач-кардиолог атеист все самое важное говорит вначале. К нему стоит прислушаться.