Я с детства боялась лечить зубы. Отчасти, этот страх был посеян нашим школьным зубным врачом - грубой и недовольной теткой, с постоянно ломающимся буровым аппаратом. С другой стороны, будучи любящей дочкой, и старающейся быть похожей на своего папу, я, подражая ему, "за компанию" впадала в тревожный ступор перед кабинетом стоматолога. И этот стяг накрепко закрепился в моем флагштоке, который я на протяжении своей жизни мужественно выкапывала, переносила и закрепляла на новом этапе.
А потом я нашла своего стоматолога, Татьяну Александровну, и мое отношение к ее профессии кардинально изменилось. "Прекрасно... Прекрасно..", - тихонько бормотала себе под нос мой новый доктор, рассматривая впервые мою челюсть. Татьяна Александровна нивелировала проблему, подсвечиваяя достоинства, тем самым вселяла спокойствие. Сложно впадать в панику, когда тебя хвалят.
А недавно ей пришлось лечить зуб, которому требовалась ювелирная работа археолога и скульптора в одном лице. Раскопки были длительные и вскрывались пласт за пластом... Из моего рта, как из открытого сундука торчал целый арсенал инструментов.. Но Татьяна Александровна давала мне надежду, что скоро всё закончим. Она не создава интригу, а оповещала меня о каждом следующем шаге: "А теперь мы..., почти готово..., осталось только..., отлично! прекрасно..., скоро тебя отпущу...".
У моего доктора есть целый запас трюков, помогающих пациентам стать спокойнее, эмоционально открепиться от "страшного" процесса, почувствовать надежду и принять всё, что происходит. И один из них - арсенал великолепных серег с крупными камнями или замысловатым орнаментом. Время буквально пролетает при разглядывании этой красоты.
Стиль работы Татьяны Александровна даёт мне понять, что я значу для нее больше, чем состояние моей челюсти. Она распрашивала меня и делилась своими историями... В первую очередь я была для нее личностью, и только потом - набором зубов.
Я гораздо лучше себя чувствую, когда со мной обращаются как с личностью, и теряю силы, если во мне видят лишь пациентку или, того хуже, симптом. Татьяна Александровна сотворила для меня чудо - я стала получать удовольствие от лечения. Я вхожу в кабинет человеком и остаюсь им в течение всего приема. Конечно же, я с радостью позже бегу домой, но с чувством удовлетворения от того, что доктор сделал всё, чтобы мой визит оказался приятным.
Обращаясь к специалисту и оказываясь в подчиненном положении, мы нервничаем, а, порой и паникуем. В такие моменты профессионалы своего дела оказываются перед выбором: что делать с обретенной властью над беспомощными нами? У них есть возможность предстать в роли только всезнающего эксперта - такого строгого и сухого Родителя... Но, когда человек входит в кабинет, он уже считает врача специалистом... Или можно быть профессионалом и экспертом в человечности одновременно...
Представьте, как бы нам всем жилось в этом мире, если бы мы обходились друг с другом в уважительной и заботливой манере?
Прекрасно... прекрасно...