Был у меня кусок земли, прекрасно просматривающийся из окна кухни. Заросший одуванчиками, с одиноко чахнущим кустиком махрового жасмина-чубушника. Ограниченный с одной стороны грядкой с многолетним луком и кустами смородины и крыжовника, с другой - корнями и пнями, которые оставили после себя старые сирени. Размером три с половиной на четыре с половиной. Приличная площадь!
И родилась у меня мысль - а не лучше ли раскопать, да посадить....Тут и интернет-магазин очень удачно прислал в подарок горшочек с котовником Фассена. Мои давнишние лук, крыжовник, аквилегии, дикорастущий коровяк со своими жёлтыми свечками...да ещё и котовник! На заднем плане - живописные древесные руины.
Уж не сад ли в природном стиле? Добавить эхинацеи - их давно пора рассаживать, манжетку вот купила - самое оно?
Решено! Хватаю лопату....
А теперь о том, что вышло.
Одуванчики одуванчиками, но лопата то и дело натыкалась на нечто твёрдое и непробиваемое. Первой была обнаружена ржавая подкова:
Лошади в дедовом хозяйстве были. Даже не помню, застала ли я ту пору? Дед, исполнявший в деревне роль электрика, часто ездил на вечно ломающуюся водокачку, и чаще всего поездка происходила посредством лошади и телеги. Это точно было - я обычно увязывалась с ним и тряслась на тюке с сеном, потому что колёса телеги бойко пересчитывали все встречные камни. Помню, как ужасно хотелось мне, пятилетней, прокатиться верхом - но вот тут лошадь брали с соседнего двора. Подковы, однако, обнаруживаются регулярно - предыдущая почему-то на чердаке....
За подковой последовал кусок рыболовной сети, затем кирпич, потом ещё кирпич. Следующим из земных недр возник загадочный металлический предмет, который муж опознал как железнодорожный костыль - такие держат рельсы.
В последующие дни - не могла же я раскопать всё это в один присест, да ещё на жаре! - список ценных находок пополнился металлическим штырём, водопроводным краном, рыболовным поплавком, полуметровым куском толстенной цепи - я так понимаю, от лодки, ещё парой костылей, мотком проволоки и фрагментом крупной кости - то ли свиной, то ли козьей. Жестяных консервных банок, также битых стеклянных банок и бутылок было без числа. Попадалось и битое оконное стекло.
Господи, зачем они всё это сюда накидали?
А я-то всё думала - в кого я такая бесхозяйственная и безалаберная? А вот!
Как апофеоз, была извлечена на свет Божий полутораметровая водопроводная труба. Кран от трубы был найден днём раньше.
И вот тут меня озарило.
Я совсем забыла....
Здесь когда-то стояла баня.
Поэтому и битое стекло. Поэтому и кирпичи.
Однако выкопать один, два или три кирпича - это пустяки. Но ведь баня, кажется, стояла на кирпичном фундаменте? Опасения подтвердились, когда кирпич пошёл массово.
В итоге было вытащено 24 кирпича.
Заодно выяснилось, что участок идёт под уклон, поэтому, чтобы с моего "натургартена" не смыло землю вместе с растениями, пришлось организовывать террасы. Как кстати пришлись кирпичи и железнодорожные костыли!
Сразу скажу, что раскопать все я пока не успела. Вероятно, это уж дело следующего лета. Зелёный язык, заходящий внутрь подковы "натургартена" - это и есть нераскопанный кусок.
И однако оно наступило, заветное время сажать растения! В ноги к чубушнику - обрезанному после цветения и впервые в жизни получившему подкормку - села манжетка мягкая сорта 'Робустика' (Alchemilla mollis).
Следующим, если двигаться слева направо, оказался котовник (Nepeta х faassenii). В промежутке между манжеткой и котовником - сажала я их на приличном удалении друг от друга, на вырост - нашли себе место два однолетних растения дурмана (Datura metel). В следующем году их там, разумеется, не будет. На заднем плане, возле корней сирени - выкорчевать их мне пока не под силу - сели кустики эхинацеи пурпурной сорта 'Дамская Шляпка' (Echinаcea purpurea) , которой у меня девать некуда.
Левее - но на фото не видно - сидит также эхинацея пурпурная - но белая - сорта 'Белая Лебедь':
Что до корней сирени: вытащить огромный комель я, конечно, не могу. Да и незачем: методика уже опробована. Достаточно обрезать поросль и поливать корни мочевиной. Мочевину хорошо заливать в предварительно просверленные дырки, но можно и так. Через некоторое время такой корень начнёт гнить и потихоньку превращаться в труху. Тогда его можно рубить на фрагменты и вынимать. Так я делала с сиренью из палисадника - вырубая деревья, мы пни не корчевали. Сейчас от них осталось одно воспоминание да старые фотографии.
А ещё я точно знаю - по опыту! - что моя эхинацея и сама не промах. Растёт где угодно. Сирень ей, конечно, не побороть, но замаскировать - запросто.
Следующим номером натургартеновой программы стала бело-голубая герань полевая (Geranium pratense) сорта Сплиш Сплэш (Gerаnium pratеnse Splish Splash).
Как давно я мечтала её пересадить! Невероятно разросшийся куст начал теснить и розы:
Мечта сбылась, но сейчас обрезанная после цветения герань выглядит ажурным шариком. Вон он, шарик, на фото - перед пурпурной эхинацеей. Пусть растёт герань: надеюсь, могучую канадскую розу Луизу Бюнье (Louise Bugnet) ей не задавить. В высоту Луиза Бюнье берет метр, зато расползтись по горизонтали может метра на полтора. Среди обычных чайно-гибридных и флорибунд ей было тесно, да ещё я её и обрезала под зиму. Теперь не буду - роза эта в укрытии не нуждается. Пусть растёт, как хочет!
Позади розы Луиза Бюнье нашел пристанище - незапланированно - лилейник (Hemerocallis sp.) неизвестного рыночного сорта, похожий на Тiger Blood 'Кровь Тигра'. Цветоносы у него метровые, корневище мощное. Моим лилейникам давно стало тесно....Тем более, что тут солнышко, самое место для лилейников....
Около герани нашлось место для среднерослой ромашки-нивяника (Leucanthemum vulgare) сорта Серебряная Принцесса:
Правда, сейчас этот нивяник выглядит скромной розеточкой. Кроме крупной ромашки, свободные места затыкались вездесущими маргаритками.
С правого фланга наконец-то высадился пион 'Красный Шёлковый Шар' (Paeonia Hong xiu qiu / Embroidered Red Ball / Red Silk Ball) cредне-позднего срока цветения:
Долго валялось в холодильнике корневище, и неизвестно, правда, когда наступит этот средне-поздний срок....За пионом нашлось место для красивого кустарника - вейгелы Миддендорфа (Weigela middendorffiana) семейства Жимолостных. Это листопадный кустарничек высотой метра полтора с колокольчато-воронковидными желтыми цветками. Это уже вторая моя вейгела; а первая - это нарядная вариегатная вейгела сорта Бригелла:
Мне нравится это неприхотливое растение, цветущее в мае-июне.
Сюда же потом предполагается пересадить барбарис Тунберга. У меня - сорт Ред Дрим (Red Dream), 'Красная Мечта'.
В ногах у здоровущих дурманов сидит однолетний сальпиглоссис выемчатый (Salpiglossis sinuata), он же "ослиное брюхо", также семейства Паслёновых:
Здесь сальпиглоссис лилово-коричневой окраски рядом с котовником. Вот и жёлтый, с гвоздикой перистой (Diаnthus plumаrius):
Сальпиглоссисы бывают сиреневыми, коричнево-серыми, малиновыми, жёлтыми. Мои кустики достигают в высоту 30-40 см, тонкие стебли могут полегать. Но не столь они хрупки, как кажется! На солнечном месте сальпиглоссис порадует бурным цветением, пригоршней ярких, пяти-шести сантиметров в диаметре, цветков.
На переднем плане всего этого великолепия - вероника колосковая (Veronica spicata) сорта Royal Pink и монарда гибридная Monarda hb. Cambridge Scarlet:
Монарда - новое для меня растение. Хожу теперь сюда эту монарду нюхать: надо же, какой аромат бергамота! Вот только цветом эта конкретная монарда - алая, как следует из её названия - будет выбиваться из общей сине-бело-жёлто-пурпурной гаммы. Некуда больше было монарду сажать! На прошлой неделе синий компонент был ещё усилен синюхой. О, это особая синюха, "толстовская"! Привезена прямо из Ясной Поляны. "Зелёный" яснополянский сувенир; два таких сувенира приехали со мной в Мёдово, и оба вошли в состав "натургартена".
А что до вероники, ей новое место очень понравилось - судя по тому, как бурно пошёл в рост фрагмент кустика, растущего под яблоней. Вот там веронике, похоже, совсем не место. Темно, наверное...В будущем году сюда отправятся и прочие экземпляры вероники. Я-то её покупала как компаньон для роз, только они, вероники, принялись эти розы резко перерастать.
Прелести вероник я никак не постигну. Отцветая, они образуют сухие длинные кисточки, точно у подорожника: в конце концов, семейство одно - Подорожниковых.
А за монардой - то растение, из-за которого, собственно, и провалилась идея моего натургартена. Роза! Не удержалась и посадила здесь прекрасную чайно-гибридную розу Хани Дижон (Honey Dijon):
Уж очень место показалось хорошим... Солнце, простор....Однако лиха беда начало: стоит посадить одну розу, как появится и вторая, и третья. Второй села роза селекции Дэвида Остина - знаменитая Голден Селебрейшн (Golden Celebration), 'Золотой Празднование'. А как апофеоз - чайно-гибридная роза новозеландской селекции Биг Пёпл (Big Purple), 'Большая Пурпурная'; размеры розы заявлены впечатляющие - до 175 см в высоту и до метра в ширину.
Ну куда ещё такую посадить?
А тут места много! Куст и вправду стремительно вымахал метра на полтора, да и раскинулся вольготно:
У этой розы изумительный тонкий аромат. Прекрасно переносит и дождь, и яркое солнце, и жару. Лепестки не запекаются. За розовым кустом, в ногах, растёт однолетник под названием кларкия (Clarkia), растение семейства Кипрейных - родственница иван-чая:
Выращена кларкия из семян. Особой красоты я в ней не вижу - просто было любопытно, что за растение такое. Второй раз вряд ли посажу. Есть растения поинтереснее.
Ещё одно растение - кандидат на пересадку в "природный сад" - многолетняя лапчатка непальская.
Из однолетников здесь сейчас также дурман индийский (Datura metel) семейства Паслёновых:
Растение крупное, в метр высотой, стволики к осени практически одревесневают. Выращивается из семян, однако в следующем году дурманы я вряд ли посажу: устала я от них за два года, а любопытство своё удовлетворила.
С другой стороны, здесь будет другое крупное эффектное растение, с большими листьями и жёлтыми цветками, многолетнее, семейства Астровых....Но о нём разговор будет отдельный.
Это - растение-сувенир....