Найти тему
Из Германии да в Россию

Интервью с подписчиком, который точно станет автором!

Такое предположение я высказываю впервые: брать интервью у подписчиков, которые уже ведут свой блог, мне доводилось. Но сегодня - случай особый: даже нет пока канала, на который я мог бы дать ссылку. Paul у нас на канале появился не так давно, но сразу же ярко как комета! Так иногда бывает с близкими в будущем соратниками: все начинается со спора, с разногласия. В своем первом же комментарии Павел раскритиковал мои симпатии к группе “Аффинаж”:) Правда, там же мы сразу же сошлись в любви к музыкальному проекту “Zventa Sventana”, который я периодически ставлю у нас в ТГ (спойлер: интереснейший собеседник оказался музыкантом). И с тех пор, практически каждая реплика Павла идеально дополняет мои тексты. Мы звучим в унисон, будто Павел мой коллега. А главное, очень хорошо находим общий язык. Полюбились его комментарии и многим постоянным подписчикам: мысль о том, что он непременно начнет писать, уже далеко не только моя:) (мои реплики - курсивом)

Переехал из Германии в Россию
Привет, Россия! Рассказываю о том, как жизнь в стране отличается от жизни в Баварии, Германии и Европе в целом. Делюсь немецким мышлением:) Филипп ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!

1. Павел, спасибо, что согласились поговорить! Спасибо, что дождались обещанного интервью. Я очень виноват - обычно я делаю все оперативно, но в этот раз здоровье и текущие дела заставили меня смиряться… Мне безумно нравится, когда с друзьями сходишься далеко не во всем. Есть в этом неподдельная искренность, без “приглаженной и выхолощенной” дипломатичности. Рад я и тому, что Вам “Аффинаж” не нравится. Что тексты группы считаете “уличными” (если использовать мой термин - правда у меня это что-то вроде комплимента: “голос улиц”), а музыку - в отличие от меня высоко не цените. Но я не музыкант, и вкус мой испорчен роком еще в подростковом возрасте. А на какой музыке выросли Вы?

Филипп, прежде всего большое спасибо за теплые слова. Не успев уже привыкнуть к Вашей манере легко раздавать комплименты, после таких слов мне было бы очень трудно, если не невозможно, продолжать нашу беседу. Но я уже оказался вполне готов и даже попробую быть искренним и откровенным, что для меня в публичном пространстве и непривычно, и не просто. «Отомщу» же я Вам отсутствием лаконичности в моих ответах и бесконечной занудностью и требовательностью к точности понимания моих слов. Итак, отвечаю. Я вырос на музыке. Здесь деление на жанры, как я теперь это понимаю, неуместно. Музыка или есть, или ее нет. Причем, нужно потратить годы своей жизни, а главное с огромным упорством идти к тому, чтобы научиться слышать музыку, а не воспринимать музицирование.

Мне довелось расти в достаточно музыкальной среде: дедушка играл на балалайке, мама играла на гитаре и контрабасе, отец играл на баяне, старший брат тоже играл на баяне, а меня отдали учиться в лучшую в нашем городе музыкальную школу по классу скрипки.

-2

Это была особая школа, в которой прямо в школьном небольшом зале, который скорее напоминал класс, перед нами выступал Коган, а на концерты Ростроповича мы ходили по бесплатным абонементам. Бах, Бетховен, Дебюсси, Шопен, Моцарт, Чайковский, Глинка, Рахманинов,.. можно бесконечно перечислять имена композиторов, чьи произведения вливалась нам в уши в самом лучшем исполнении, чью музыку мы учились слышать у великолепных преподавателей. А дома,.. Я уже говорил о своем старшем брате, он старше меня аж на 6 лет, и его влияние в юном возрасте просто невозможно переоценить. Дома: The Beatles, Deep Purple, Led Zeppelin, John Lennon,..

Мама Павла. Корни!
Мама Павла. Корни!

Позже, в старших классах школы я уже гораздо с большим увлечением слушал Yes, King Crimson и начал мучать себя попытками услышать музыку Frank Zappa. Я не оговорился, именно мучать. Дело в том, что к этому времени я однозначно убедился в том, что музыкальная форма (жанр, стилистика) являются разновидностями музыкального языка, рассчитанными на слушателя, кому этот язык понятен (знаком). И по этой причине я начал стремиться не просто изучать различные музыкальные языки, а пытаться овладеть языком, который я считал бы достойным себя, как бы амбициозно это не звучало. То есть я однозначно для себя понял, что свой культурный уровень и в частности музыкальный культурный уровень надо осознанно формировать. То есть не позволять себе слушать то, что уже мною воспринимается как «язык низкого культурного уровня» (ну, это как не позволять себе читать сборники анекдотов, сидя на унитазе или избегать в разговорной речи обсценной лексики) и наоборот слушать музыку не сразу понятную и приятную, услаждающую слух, а ту, что уважаемыми мной музыкантами считается великой музыкой, но мною еще не слышится как музыка.

Frank Zappa в этом смысле стал самым твердым для меня орешком. Я его слушал, ничего не слышал, через пару лето слушал, опять ничего не слышал, через пару лет… На него у меня ушел не один десяток лет, пока я не услышал и не испытал то, что обязан испытать человек, услышав музыку, не испытал чувственную трансформацию сознания. Ну, а теперь, когда я знаю много музыкальных языков и, когда порой мне кажется, что ничего нового для себя я уже не открою, моим любимым гитаристом является David Torn, а любимой отечественной музыкой - музыка Zventa Sventana, хотя я так и не могу понять, почему они умудрились так исковеркать имя божества, созданное русским писателем. :) Ну и конечно же музыка Чайковского, Рахманинова, Прокофьева,.. - это вечная музыка, пока есть на свете люди, способные ее слышать. Утомил? :))

-5

2. Бытует мнение, что в русской музыке слова - едва ли не важнее всего. Тот же Эм (“Аффинаж”) или Саграда (“Соль Земли”), Бледный (“25/17”), Хаски - все они нынче слывут поэтами. Лириками. Но, как мне кажется, читать их тексты с листа редко хочется. Именно потому, что это тексты (или даже “текстА”), а не стихи. Как Вы считаете, это - художественный упадок? Или же дань фонетическим особенностям музыки (рок, рэп, поп с афро-американским “акцентом”), которая сейчас в почете? Но на которую плохо ложатся стихи на красивом русском.

Прежде всего посмею сделать важное, на мой взгляд, уточнение: в музыке нет слов, слова - это про поэзию. Музыкой можно усилить, а можно испортить поэзию или можно изменить смысл слов, но в музыке нет слов. Это очень важно для понимания. Цель любого искусства (музыки, живописи, поэзии, театрального или кино-искусства,..) одна и та же. Но средства достижения этой цели различны. Какова эта цель? Это тема отдельного и очень долгого и вдумчивого разговора, но коротко я бы сформулировал ее так: там, где бессильно в цели передачи человеческого знания рациональное мышление (вы не можете передать ощущение восторга или страха, ощущение бесконечного пространства или морозного утра рациональными методами, описывая сердцебиение, тактильные ощущения или показания физических приборов) там на помощь человеку приходит искусство. Только искусствами мы можем заставить огромную массу людей одновременно ощутить страх, тревогу, восторг, смелость, агрессию, любовь, успокоение, сочувствие, лунный свет в конце концов или шелест ветра в листве вековых дубов или камыша у озера. Искусство - это способ иррациональной трансформации человеческого сознания, коллективная медитативная практика, если хотите. Пардон, я увлекся и отошел от основного заданного мне вопроса. Итак, возвращаюсь, слова даже самые поэтические по своей сути все же более рациональны, то есть более далеки от искусства, чем музыка.

-6

Поэтому музыка часто называется «чистым искусством», неким мерилом других искусств и подспорьем там, где не хватает этого иррационального по своей сути воздействия для достижения цели. И вот тут надо особо подчеркнуть, что, давайте уже только о музыке говорить, что наличие музыки не определяется ее формой. То есть будь то рэп или оперное произведение, в них может содержаться музыкальная составляющая, а может ее в произведении не быть. Они отличаются друг от друга только языком, то есть слушателем, на которого направлены. И в этом смысле мы наблюдаем совершенно очевидную деградацию художественных выразительных средств (художественный упадок) обусловленную культурно деградацией общества. Это мировая проблема. Человеческая культура в рыночных условиях катастрофически деградирует, и соответственно в части искусств мы наблюдаем ровно это самое проявление деградации культуры. Искусства, как неотъемлемая часть человеческой культуры, хоть и не главная и не определяющая ее часть, не может не приходить в соответствие современному культурному уровню, часто называемому пост-модернизму. Мы упростил все от еды и напитков, которые потребляем, до литературы и музыки, которые давно употребляем во время еды и пития.

-7

3. Кроме многострадальных исполнителей, которых я сегодня упоминаю уже не в первый раз, я выделял и другие явления в новой русской музыке. Явления, которых мне очень не хватает на немецкой сцене. В первую очередь, потому что они вещают о Горнем, трансцендентном. А также, потому что они самобытны и подчеркивают свою национальную идентичность. В частности, как и наши с Вами любимые мастера переосмысливать русскую народную песню - “Zventa Sventana”. А что из русской музыки прямо сейчас Вы особенно выделяете? И за что?

Как и в любой музыкальной культуре прошлого, в современной культуре я бы особо выделил зачастую «безымянную музыку», то есть музыку, за которой не видится автор, не видится исполнитель, но однозначно видится исполнение главной музыкальной функции - она делает свое дело, она наполняет чувственным содержанием видимое и понимаемое рациональным умом. Часто, очень часто (!) абсолютно меняя смысл видимого и понимаемого. Где я слышу такую музыку? Как бы странно это не звучало, в кинематографе. Это ровно то место, в котором в наши дни можно услышать музыку, которая заставит многих плакать. Никто не заплачет, пока она не зазвучит, но после того, как она зазвучит, заплачут многие (!). В этот момент мы услышим не музыкальное произведение. А еще чаще всего (когда музыка особенно хороша!) мы даже и не заметим, что она звучала, но не сможем не «вздрогнуть», не «застонать» всем сердцем. К сожалению, в наши дни мы настолько привыкли «разговаривать» друг с другом на примитивном с культурной точки зрения языке, что редко где вне кинематографа еще можно услышать музыку, а на вопрос, «для чего ты занимаешься музыкой», музыканты с самым высоким уровнем мастерства и музыкального образования отвечают: «я так самовыражаюсь». И все же хочу пару слов сказать о Zventa Sventana. Я уже годы пребываю в ощущении «пресыщенности» музыкой, а точнее я не слышу новой музыки вокруг, которая меня бы могла тронуть. Я думал, что это мое личное - возрастное, что меня уже ничего не сможет тронуть. И тут… Есть три вещи, которые я не люблю в музыке: примитивизм (народную музыку - не мой язык, слишком грубый и простой для эмоционального воздействия на меня), еще больше не люблю электронную музыку за примитивный звук (тембр, звукоизвлечение, ритмику,..) и больше всего не люблю смешение жанров, так как вовсе не могу понять, на кого такое смешение может воздействовать (это как «Крейсеров сонату» смешать с пошлыми анекдотами из серии «муж вернулся из командировки»). И тут - полный разрыв моего шаблона восприятия: народная музыка, электронная аранжировка, эклектичное сочетание народного, джазового, электронного, рокового, сольного и хорового… И? И я не просто потрясен, а я слушаю и не могу не плакать или не могу не испытывать смех, не могу не испытывать нежность или грусть, успокоение или ощущение (именно ощущение) великой Нвсевековой мудрости.

-8

И слова! Забыл, по мне так слова в музыке не нужны, но здесь - это не просто слова. Я не умею слышать поэзию - не умею. Но здесь я ее слышу - это совершенно мое! И не только мое. Мы сейчас с одним очень серьезным и очень мною уважаемым режиссером снимаем совместный документальный фильм. Мне жутко повезло, что судьба меня свела с человеком очень высокого и богатого опыта в самых разных искусствах и в кинематографе в частности. И вот мы едем на наши первые съемки в машине, дорога дальняя и у меня играет Zventa Sventana. Когда приехали, мой попутчик мне и говорит: «Теперь я точно знаю, что у нас получится вместе делать задуманное, раз ты слушаешь такие русские песни». Я ему в ответ: «Но тут же такая сплошная электроника…» (смущаясь даже,.. :) ) А он мне отвечает: «Слышно же, что это настоящая музыка, какая разница, как она оформлена». Я это все про Zventa Sventana хотел сказать - они меня вернули к пониманию, что я не пресытился музыкой, а мне ее просто не хватает, я ее просто не нахожу сейчас. И еще они мне в очередной раз дали подзатыльник, доказав то, что я вроде бы и понимал, что музыкальная форма не имеет отношения к музыке, музыка либо есть, либо ее нет. Они электронными формами умудрились усилить (!) музыкальность народного песнопения. Фантастика. Сам не верю. :)

-9

4. Меня лично безумно занимает преемственность в русской музыке: начиная с народных песен, продолжая песнями Военных Лет, псевдонародными (вроде, “Коня”) и просто современными. В центре внимание неизменно Танатос. Тема смерти - омнипрезентна. Мне кажется, это не только действует на слушателя, но и отражает его. Связь тут - обоюдная. Русский человек, как никто другой в мире, не боится темы-табу номер 1 - “смерти”. Или боится, и чтобы справится с этим страхом, отважно смотрит ему в глаза. Как Вам кажется, я трезв в своем суждении?

Тема «смерти» в русской культуры конечно же заслуживает особого разговора и особого внимания. Но, сначала пару слов о преемственности в музыке. Если рассматривать любую национальную музыкальную культуру, именно национальную, то она не может быть не преемственной, ибо направлена на национального слушателя. В любом искусстве «конечный потребитель» является главным автором продукта. Знаете, как отличить порнографию от эротики? Очень просто - посмотрите, для чего вы используете картинку. :) И в этом смысле одна и та же картинка одним человеком используется как порнография, а другим человеком, как эротическое переживание, как толчок к эротическим фантазиям. Я это к чему? Любое искусство не имеет в себе того физического, сущностного смысла, которое является его истинным содержанием. Произведение искусства содержанием наполняет слушатель, зритель, «потребитель» - он главный соучастник этой «коллективной медитации», результатом которой становится знание, обрести которое иным способом нельзя. Так вот в национальных искусствах этими самыми главными участниками являются представители национальной культуры - народ. И ровно как его культура является результатом развития некой «обособленной» национальной цивилизации в веках, так и любое искусство развивается непрерывно и в веках вместе с ним. Искусство и национальная культура возникает в процессе взаимозависимого возникновения (простите за тавтологию). Искусства формируют культуру «зрителя», а «зритель» формирует культуру искусства - они всегда национальны и преемственны, хотя и влияние других национальных культур всегда огромно.

-10

Что же касается темы смерти в русской музыкальной культуре, то ее не больше, чем в других (английской, австрийской или немецкой, особенно в музыке духовной, которая близка религии и соответственно размышлениям о вечном). Но в русской культуре тема «смерти» имеет некий свой особый оттенок - коннотацию доблести и чести. Русский человек - воин. Не потому что воинственен или склонен к агрессии, а потому что веками готов защищаться и воевать до последнего. У нас даже в Церкви половина канонизированных святых - это полководцы. :) Но смерть и утрату мы умеем переживать очень сильно и чувственно. У тех же Zventa Sventana песня «Ай кумушки» - невозможно не обронить слезу:

Ай кумушки дай голубушки
подружки вы дай мои
кумитеся любитеся
любите вы да и мне
вы пойдете во зелен сад
возьмите вы да и мне
вы будете цветочки рвать
сорвите вы да и мне
вы будете веночки вить
да взвейте вы да и мне
вы пойдете на Дунай- реку
возьмите вы да и мне
вы будете венки в воду бросать
да бросьте вы да и мой
ваши венки поверху плыли
а мой венок потонул
ваши дружки с войны пришли
а мой дружок не пришел
а он идет -не идет
письма не шлет
знать забыл он про меня
а он идет -не идет…

Но главное опять же в этой песне - музыка.

-11

5. Часто зарубежные знатоки русской музыки (а их очень мало) это внимание к теме “смерти” ошибочно принимают за “русскую тоску”, минорность и грусть, присущие народу. Объяснения же этому явлению не находят. И действительно, мажорных русских песен - не так уж много. Чаще всего, они попроще (вроде “Калинки”). Я - прав? Если да: А у Вас есть этому объяснение?

Нет, не могу с таким представлением согласиться. В русcкой теме смерти мы можем найти доблесть (вспомните, предложенную Вами к рассмотрению песню «Ой то не вечер») или гораздо более сложное обращение к высшим силам в просьбе урожая в ритуальной песне «Жена мужа не взлюбила» (один из народных шедевров). А вообще в русской культуре обращение к теме «смерти» всегда очень глубокое и философское. Если хотите понять именно русское отношение к этой теме, то прочитайте диалог Луки и умирающей Анны в пьесе «На дне», который сводится к философскому пониманию, что жизнь - это всегда страдание, но при этом и еще более глубокому и философскому же пониманию, что раз Там страдание закончится, то «можно я еще здесь немного пострадаю?». Обязательно читайте «На дне» и вообще читайте Горького, если хотите понять «русскую душу», погрузиться в русскую культуру.

-12

6. В жизни же русский народ умеет так радоваться и праздновать, как мало какие другие народы. Чаще всего, сравниться могут только Южане. И вообще, ощущение, что русские - во многом народ Южный, игривый, по-хорошему “детский” и творческий, меня не оставляет. А как это видится Вам?

Говоря о русском, мы говорим исключительно о русской культуре - нет иного русского ни человека, ни народа. И в этом смысле русская культура крайне многогранна. В основе своей она европейская, то есть напитавшаяся из европейских культур юга и севера по полной. Но она и очень восточная, так как влияние восточных культур переоценить просто невозможно. Иногда хочется сравнить русскую культуру с какой-то губкой, способной вобрать в себя неимоверное количество жидкости. Но при таком сравнении мы обязательно потеряем главное - русскость. Русская культура при своей открытости и способности «впитывать» рождает свою самобытность. Назвать ее игривой или наоборот меланхоличной, грустной или размашисто восторженной просто невозможно. Она огромна. В ней можно легко найти какую-то совершенно все сметающую на своем пути удаль и найти самое глубокое и возвышенное смирение перед Богом, Судьбой или той же Смертью. Это именно в русской культуре в качестве ритуальной песни на празднике (!), а Вы коснулись именно умения праздновать, на празднике плодородия, празднике окончания весны и празднике начала лета песню о том, как жена мужа не влюбило, пошла на базар и купила травку, которой мужа отравила, потом в огороде закопала и елочек поверх насадила - «растите ели большие!». Вы, наверняка, эту песню слышали. Нет, я бы не хотел русскую музыкальную культуру ограничивать рамками неких специфических переживаний. Тут и философия, и палитра чувств самая разнообразная, и поэтическое разнообразие языковых форм зашкаливающие.

7. Помню, что у Вас есть дети. А что играет в их “ушах”, если не секрет? Вы влияете на их треклист?

Все мы влияем на «треклисты» друг друга. Но целенаправленно я такого влияния оказывать не хочу. Слушают дети другое и это здорово, иначе либо я бы до сих пор сохранял бы в себе инфантильность, или надо было бы с ужасом констатировать, что наши дети уже постарели. :) Мы живем в разных возрастных категориях, соответственно имеем разный музыкальный язык - им есть куда еще расти. :) Я в качестве своей задачи вижу только одну цель - научить сына слышать, где музыка есть, а где мы имеем дело просто с грамотным музицированием, а где и грамоты музыкальной просто не ночевало. То есть свою задачу я вижу в том, чтобы подтолкнуть сына к поиску музыкальной сути и поиску достойной музыке. И мне кажется, что где-то неплохо получается. Когда я вижу, что сын слушает Tool или Nine Inch Nails, то хоть это и не мое, я спокоен. Поэтому меня не удивляют его восторги от посещения Мариинки и прослушивания Рахманинова или его увлечения Nadishana и стремление овладеть перкуссионными инструментами. Он становится потихоньку музыкантом без моего участия. Если честно, то мне не стыдно за его навыки на перкуссионных инструментах, а стыдно за свое неверие, что у него получится - я пробовал, это что-то для меня слишком непостижимое технически. Мне понятнее струнные инструменты и фортепиано.

8. Узнав, что Вы из Владивостока - я был в восторге. Мне очень дорого, что география аудитории - бескрайняя. Ведь Владивосток - это буквально другой конец Света. Как-то, приехав ко мне в гости, друг не поверил, что Россия граничит с США: всего 4км вплавь… Каково это жить на другом конце самой большой страны в мире?

Ну, я уже привык, что со стороны Москвы или моей малой родины Самары Владивосток - это «другой конец Света». Со стороны Владивостока - это всего 8-10 часов до Москвы и потом еще пару часов до Самары. :) Короче, это по сути как от Москвы до Питера на «Сапсане». Владивосток - это уникальный город, которых, возможно, больше нигде в мире нет. Я готов основать. Если вы сможете назвать мне еще один город на Земле, в которых мы обнаружим следующие условия, то я признаю, что ошибался. Итак, от моего дома в полуторочасовой близости находятся: тайга (лес) с тиграми и медведями, тропическими лианами и северными хвойными огромными кедрами; в полуторочасовой доступности развитая красивая (по оценкам National Geographic в десятке самых красивых в мире приморских городов) городская инфраструктура с Мариинским театром, в котором выступают мировые звезды и проводятся международные театральные фестивали, с портом, и историческим центром, что привлекает множество туристов, развитой системой высшего образования, выпускающей мировых чемпионов по программированию,.. то есть все плоды «цивилизации» ; и точно на том же удалении совершенно дикое море с его обитателями китами, тюленями ларгами, до которых можно дотянуться рукой с катера, сивучами, яхтами и туристическими пляжами…

9. В одном из самых интересных интервью/диалогов с читателем, от подписчицы из Сибири я услышал нечто крайне неожиданное: она сочла себе скорее “Востоком”, чем “Западом”. А как с этим обстоят дела на Дальнем Востоке?

Здесь однозначно иначе ощущается близость восточной культуры. Это достаточно естественно. Китайская, корейская, японская, чукчи, эскимосская или культура коряков воспринимаются у нас как свои. Не как русские, но как что-то естественное, понятное и близкое. Здесь легко встретить человека начитанного китайской или японской литературой, в гостях среди друзей поесть корейской кухни, причем не как экзотической, а как своей, домашней еды. Морепродукты, одинаковый климат и одинаковый ландшафт нас очень роднят. А теперь, когда активно развивается туризм, Восток для нас становится еще чем-то более понятным и обыденным, чем-то вроде части нашей родной культуры.

10. По всем законам жанра, закончить тем, с чего начал - было бы эффектно:) Вы действительно не видите себя автором? Блога или книг. И если бы Вы выбирали: какой из этих форматов Вы бы избрали? Кстати, я (возможно Вы где-то читали это мое признание) был точно уверен, что ничем творческим никогда не займусь..:)

Точно я уже не начну писать и даже блоги. У меня просто на это уже не остается ресурсов. Кино, документалистика, чем я занимаюсь в свободное время, связанное с этим занятие музыкой (куда же деться без саундтреков), рисование и немного бытовой пленочной фотографии - и сутки прошли. :) Есть же еще основная работа со всей ответственностью перед коллективом. Так что творчества в жизни мне хватает, не хватает только времени бодрствования и физических ресурсов, чтобы реализовать задуманное. Но, как часто у нас повторяют, «никогда не говори никогда». :)

Спасибо огромное за это интервью! Уверен, в комментариях предложат нам сделать вторую серию. А Вам - открыть свой канал:)

Не уверен, что это будет уместно, но посмотреть мой предпоследний очень авторский фильм, в котором можно услышать в качестве саундреков и мою авторскую музыку в совместной работе с этнической певицей из коренных народов Чукотки Олит Тевлянаут, а заодно познакомиться с ярким культурным явлением Чукотки - гонкой на собачьих упряжках «Надежда» - можно на Кинопоиске: https://www.kinopoisk.ru/film/5247081/

Но без подписки можно посмотреть только трейлер. :)

-18

Вам спасибо за внимание не столько к моей персоне, сколько к русской культуре - она того заслуживает, как и великая немецкая культура, чьи не следы, а следищи мы легко обнаружим и в русской философии, и в русской политологи, и в русской поэзии и тем более в русской музыке.

_______________________________________

Не стесняйтесь подписываться на канал, чтобы не пропустить новые байки:)

Канал существует пока на ваши донаты -

ВОСПОЛНИТЬ МОИ СИЛЫ🙏🏻

Карта Сбер: 2202 2080 0716 5872 Любовь Ю.

ссылка для поддержки из-за рубежа