«Господин Фальконет, я слышала, что у вас есть рисунки серебряного сервиза, я охотно бы их посмотрела... потому что мне могла бы прийти в голову фантазия заказать сервиз на шестьдесят человек», — писала в начале 1770 года императрица Екатерина II французскому скульптору Э.М. Фальконе, автору памятника Петру I.
В XVIII веке российские императрицы делали все, чтобы превзойти пышность французского двора и, конечно, не могли обойти стороной культуру парадного застолья. Ведь придворные пиршества были формой репрезентации власти и государственного престижа.
В эволюции столового этикета большую роль сыграли новомодные сервизы — серебряные и фарфоровые, — которыми украшали столы в дни праздничных трапез. Так, в 1770 году Екатерина II заказала в Западной Европе новый серебряный, выполненный по последней моде того времени гранд-сервиз. В XIX веке его стали называть Орловским.
Но им одним императрица не ограничилась. На многолюдных праздничных обедах сиживали десятки, а иногда и сотни гостей, путешествия в загородные дворцы, в Москву и другие города требовали, чтобы на местах было все необходимое для царского обихода и церемониальных банкетов. Поэтому позже государыня заказала несколько наместнических сервизов.
Рассылая генерал-губернаторам сервизы, выполненные по последней моде в европейских столицах, императрица устанавливала эталон, принятый при дворе и в кругах высшего дворянства, которому должно было следовать в провинции. В течение почти двадцати лет в Россию поступали сервизы для Ярославского, Тульского, Нижегородского, Екатеринославского и других наместничеств. В 1782 году в Париже был исполнен Московский сервиз. Все они многократно использовались на пышных губернских обедах.
© Музеи Московского Кремля