Найти тему
Захар Прилепин

КИСИН, СЭР

Как-то пропустил эту новость, а мой друг, большой музыкант, напомнил.

Далее письмо. Цитата. А ведь, по сути, это ж целая трагедия Софокла. Нет? Или фельетон Зощенко?

«...знаменитый пианист Евгений Кисин получил статус иностранного агента. По-моему, это первый случай, когда так отмечают всемирно известного академического музыканта: с людьми такого уровня стараются не связываться, что бы они там не творили, но здесь, кажется, дошло до сбора денег для ВСУ.
Плетнев уехал, Соколов уехал, но у них второе гражданство уже было. По словам того же Кисина, Соколов вместо музыки русских композиторов попытался включать в свои программы сочинения украинских композиторов, художественный результат предсказуемо печальный.

Кисин — это другое, ему было 12 лет, когда огромная машина советской пропаганды заработала на его имя. Большой зал консерватории, лучший оркестр страны, видеозапись (для примера, полной видеозаписи, кроме отдельных фрагментов Гамлета с Высоцким, не существует), запись по трансляции диска с двумя фортепианными концертами Шопена, который тут же издается гигантскими тиражами.

Кисин перерастает музыкальное событие и становится общественным. Кого-то трогает вдохновенная игра, кого-то внешность ангелочка, но с детства он находится в центре общественного внимания. Ректор Гнесинки, который сам живет в однокомнатной квартире и спит на кухне у плиты - отказывается от новой квартиры в пользу семьи Кисина, «им нужнее». Целая история, как ему организуют в новую квартиру очень дорогой рояль.

Дальше большая мировая карьера, одно из последних выступлений Караяна на новогоднем концерте с Первым концертом Чайковского.

Я был на его выступлении в 1989 году, очень плохой рояль звучал здорово, обаяние, которое не передает никакая запись, признак настоящего артиста. «Испанская рапсодия», «Грезы любви», тогдашний его репертуар.

Неблагодарным человеком его назвать нельзя, свою старую одинокую учительницу музыки Кантор, он забрал в свою семью за границу и она до смерти, почти до 100 лет, жила с ними.

Когда нужно было участвовать в фильме памяти Тихона Хренникова, с которым он ездил в совместный, первый для него, зарубежный гастрольный тур, он нашел время, говорил очень хорошо, тепло.

В корыстности его тоже трудно обвинить, да, он один из самых высокооплачиваемых пианистов мира, но никогда не играет более 40 концертов за сезон, считает, что полноценно играть больше нельзя. Все остальные играют сколько зовут, и по 200 концертов играют, как один наш очень известный пианист. Он, кстати, не доигрывает ноты в левой руке Первого концерта Чайковского, думает, что народ не услышит. Нет, Кисин себе подобного не позволяет.

Что меня в нем раздражало — это высокомерный, поучающий тон. Последствие ранней славы и поклонения с детских лет.

Он полный либероид и живет в своей реальности. Приезжает в Москву, играет без гонорара, в полной уверенности, что людей бесплатно пускают. Билеты продаются по 1000$. Он летит на частном самолете вместе с родителями, у которых есть возможность пообщаться с друзьями, лучшие отели, все это стоит денег, да и либеральные друзья в бескорыстии не замечены — в результате нереально дорогие билеты. Он этого не видит.

Из того, что о Кисине слышал я. Поддержка запрета русской культуры, сравнение с Вагнером, которого до сих пор не играют в Израиле (уже играют).

Что нужно запретить русскую музыку, которая воспевает русские победы, в частности увертюру Чайковского «1812 год». (По всем США будут играть на день независимости все оркестры на всех площадках, включая лужайку перед Белым домом.)

Что нужно запретить «Картинки с выставки», в частности последний номер «Богатырские ворота», потому что в названии упоминается «стольный город Киев».

Это за гранью добра и зла.

Не поленился, послушал, как играет «Картинки с выставки» сам Кисин. Не очень убедительно, китаец Ланг-Ланг лучше, но именно последний номер звучит у него очень ярко. Я прямо вижу, как взламываются ворота концентрационного лагеря и воины света (советские) несут жизнь узникам. Вот уж где, столь важная для него тема еврейства.

Я все ждал, когда он призовет запретить Седьмую симфонию Шостаковича, уж что больше связано с воинскими победами России, но здесь Кисин промолчал. Как и ни одного слова в осуждение Израиля.

Ничего нового, но свое звание он заслужил честно. Что ж, это тоже часть государственной политики в области искусства. Даже всемирно известным людям иногда стоит помолчать и если что, то церемонится с ними не будут. Позиция есть позиция».


Конец цитаты.

Ваше мнение, родня?