Найти тему
Нефритовый Фрик

Искромётные остроты от мудрого и серьёзного Бернарда Шоу. Курьёзные факты из биографии именитого ирландца

Лучший ответ на критику хейтеров, который мне когда-либо доводилось слышать, соскользнул с уст Бернарда Шоу, гениального ирландского драматурга, которому я и решил посвятить сегодняшнюю публикацию.

Джордж Бернард Шоу (26.07.1856 - 02.11.1950) - ирландский драматург и Нобелевский лауреат
Джордж Бернард Шоу (26.07.1856 - 02.11.1950) - ирландский драматург и Нобелевский лауреат

✅ Триумфальная премьера, или как Бернард Шоу "поддержал хейтера"

В 1912 г. из под златого пера великого мастера вылупилась в свет одна из самых ярких его пьес "Пигмалион". За основу сюжета, не мудрствуя лукаво, автор взял древнегреческий миф о Пигмалионе. Помните, как писал Пабло Пикассо: "Хороший хyдожник - копирует, гениальный - ворyет (идею)".

В двух словах напомню сам миф. ...Главный герой - скульптор по имени Пигмалион изваял из слоновой кости великолепную женскую статую, причём в человеческий рост. Когда творение было завершено, создатель взглянул на неё со стороны и тут же влюбился. Разумеется любовь была платонической, однако подарки и наряды для слоновокостной дамы своего сердца влюблённый творец дарил самые настоящие.
Однажды во время праздника, посвящённого великолепной и всемогущей Афродите, Пигмалион попросил виновницу торжества послать ему супругу, столь же прекрасную, как и созданная им статуя. Мудрая богиня не только услышала его просьбу, но и правильно прочитала текст-мечту меж её строк.
Она оживила скульптуру. Благодарности в адрес щедрой Афродиты и радости Пигмалиона не было конца. Он тут же сыграл свадьбу, и стал с жёнушкой свой поживать, детвору наживать, да радоваться жизни!
Ах да, возможно у кого-то, как и у меня возник вопрос к авторам мифа: Как звали супругу (бывшую статую) Пигмалиона? История, к сожалению не даёт нам ответа на этот вопрос. Но лично мне нравится имя - Галатея, которым нарёк безымянную бывшую статую величайший французский просветитель Жан-Жак Руссо.

...Бернард Шоу создал собственную версию Пигмалиона в виде профессора Хиггинса, доктора фонетических наук. Ну а его "Галатеей" стала юная девушка, самая обычная уличная продавщица цветов.

На роль леди на момент знакомства она не претендовала, а потому и говорила на "языке кокни" (язык лондонских простолюдинов). Словом, профессор решил сделать из обычной торговки истинную Леди. Чем всё завершилось узнаете сами, если дебютный сюжет вас заинтриговал. Суть моей истории не в этом...

...Ну так вот, великолепный Джордж Бернард Шоу, который крайне не любил светских тусовок, вынужден был присутствовать на премьере пьесы "Пигмалион". Как бы обязательная часть программы - никуда не денешься. Публика пьесу приняла с восторгом. Зал неистовствовал, аплодисменты не утихали, актёров несколько раз вызывали на "бис".

А когда занавес всё-таки опустился, то всё внимание, к досаде драматурга, было переключено на него, требуя своего любимца подняться на сцену. Бернарду Шоу ничего не оставалось, как под бурные и усиливающиеся аплодисменты зрителей выполнить их просьбу.

И вот пунцовый от смущения Бернард Шоу раскланивается публике, мечтая лишь об одном, чтобы этот триумф поскорее завершился. И в этот момент на весь зал раздаётся зычный, грубо-недовольный мужской голос:

- Это полная чепуха, а не пьеса! Она никуда не годится!

На что остроумный ирландец тут же, без тени недоумения или смущения заметил:

- И я полностью с Вами согласен, любезный! Но, к сожалению, мы с вами в абсолютном меньшинстве...

Бернард Шоу в молодые годы. На Туманном Альбионе его считают "вторым после Шекспира"
Бернард Шоу в молодые годы. На Туманном Альбионе его считают "вторым после Шекспира"

Человек, у которого зашкаливало Шестое чувство!

Обожаю этого долговязого, худощавого усатого джентльмена, внешность которого ну никак не соответствовала лондонским светским львам. Разумеется обожаю не за его внешность, а за его острый ум, весёлый сарказм и нестандартность мышления. Впрочем, ещё Лев Николаевич Толстой заметил: "У Бернарда Шоу мозгов гораздо больше, чем следовало бы!"

Говорят, что чувство Юмора - это особое (ШЕСТОЕ) чувство, которое от рождения дается далеко не каждому! Словом, оно либо есть (и это - благо), либо его нет (и это - тоже не беда). Бернарду Шоу повезло - он родился, пусть и не как Железный канцлер Отто фон Бисмарк в День смеха и юмора, но зато с "весёлой погремушкой" в руках.

Однажды в шутку Бернард Шоу заметил, что "...стал писателем потому, что тот редко когда пересекается со своими клиентами и не обязан выглядеть, словно пингвин, облачаясь в чёрно-белые фраки и смокинги".

О да, шутить он умел и никогда этого умения не скрывал. Причём пользовался он им не только для того, чтобы веселить окружающих и упиваться триумфом, сотканным из восхищённых взглядов и хвалебных од в его адрес.

Иногда он смешил людей, чтобы остудить их агрессивный пыл, неприязнь, ненависть и даже желание прибить ядовитого Бернарда: "Подчас следует рассмешить человека, дабы отвлечь его от искреннего желания вас повесить!"

А ещё романист полагал, что "...тонкая, справедливая и умная Сатира частенько оказывается сильнее, чем Закон!" И сильные мира сего знали об этом и пристально следили за ядовито-языкастым циником.

А ещё он не боялся быть смешным и обожал посмеяться над собой. И это тоже было и его Козырем, и гарантом его Неуязвимости. Он со смехом говорил о том, что его слава росла с каждой его творческой неудачей! Драматург любил повторять, что "...лёд жизни скользок! И невозможно научиться хорошо кататься на коньках, боясь каждую секунду быть смешным для окружающих".

...Самолюбивый ирландец не скрывал того, что наслаждается своим интеллектом, остроумием и писательским даром. Он признавался в том, что постоянно цитирует самого себя, что добавляет остроты в собственные монологи, чтобы не потерять сноровку и усилить свою речь. И в шутку вопрошал: "А чем бы я занимался после 70, если бы не продолжал славить свой царственный ум?"

Сэр Бернард Шоу вне всяких сомнений был способен любого человека вывести из эмоционального равновесия. Достойных же противников для того, чтобы дать отпор неискушённым английским юмором у него не было. Почти не было...

✅ Толстый и Тонкий, или история о том, как два гения плевались ядом

Обожаю искромётное чувство юмора этого парня. На одной из светских вечеринок зацепились языками в беседе наш герой и Гилберт Кит Честертон (именитый английский писатель и философ). По языкастости они стоили друг друга, да и по ядовитости тоже.

Разумеется сия беседа не могла не перерасти в словесную дуэль. И надо же было "человеку колоссального гения" (как о нём заочно отзывался сам Бернард Шоу) зацепить внешний вид драматурга:

- Вот гляжу я на Вас, и первая мысль, что приходит мне в голову: "Вся Англия охвачена голодом!"

Надо сказать, что на фоне чрезмерно упитанного Честертона наш герой выглядел сущей былинкой. Однако размеры плоти, как известно, никак не связаны с нашим мозгом и интеллектом. Словом, не успел тучный философ выпустить свой сарказм, как тут же получил ответный выстрел:

- И это не удивительно, ведь Ваш внешний вид, уважаемый коллега, в свою очередь, меня наводит на мысль: "Теперь понятно, почему вся Англия, включая и меня, охвачена голодом!"

  • ...Бернард Шоу шёл наперекор стереотипам, даже самым высоконравственным. Так он любил повторять: "Уж лучше Никогда, нежели Поздно!" А ещё он уверял, что суть "Золотого правила нравственности" должна гласить: "Не делай для других людей то, что очень бы хотел, чтобы эти другие делали для тебя! Почему? Да потому что у вас могут быть совершенно различные вкусы и предпочтения!"

Кстати у него было собственное "Золотое правило", которое гласило так: "Нет никаких золотых правил!" Если откровенно, то он никогда не любил правил, уже со школы. Впрочем, школу он любил, как кошка - собаку. К нашему брату педагогу относился с неприязнью недоверчивостью, считая, что те, кто учат - сами ни черта не знают!

Искромётный сатирик, остроумный сарказм которого ласкал прелестные ушки лондонских дам
Искромётный сатирик, остроумный сарказм которого ласкал прелестные ушки лондонских дам

✅ Почему Бернард Шоу избегал близких отношений с красотками?

Джордж Бернард Шоу был настоящим джентльменом. Он полагал, что джентльмен от грубого мужлана отличается тем, что способен контролировать свои природные позывы. То есть если "...джентльмен пригласил в свою обитель юную леди взглянуть на гравюры, то даже в лунное время суток он будет показывать той обещанные гравюры".

В то же время он всегда был настороже, общаясь с женщинами. Почему? Да потому что точно знал, что "...пока джентльмен холост, все дамы прицельно палят по нему, словно ретивые охотники по дичи". Что до порядочных мужчин, то немногие из них имеют время и деньги для охоты за женщинами.

Он был уверен в том, что главная цель любой дамы - это при первой предоставленной случаем возможности - выскочить замуж. В то время как главная задача истинного джентльмена заключается в том, чтобы как можно дольше оставаться неокольцованным.

Но если это случилось, то с этого момента дом для джентльмена превращается в тюрьму. Почему? Да потому что мужчина, женившись не прочь при случае приударить за иной юбкой, но вот беда: "Женщины каким-то чудесным образом мигом угадывают с кем мы собираемся им изменить. Причём нередко гораздо раньше, чем мужчинам эта мысль приходит в голову!"

...И в то же время Бернард Шоу с большим почтением относился к женщинам. Он не завидовал женской участи "...выбирать между глупыми, крепкими и пышущими здоровьем молодыми людьми и умными, умудрёнными жизненным опытом, но падкими до молоденьких дам - старыми козлами..." Да и семейный очаг после замужества превращается для женщин в Работный дом.

А вот к красавицам он с детства относился спокойно. Почему? Да потому что родная тётушка учила юного племянника: "Помни, что фамильной Красавицей считается наименее уродливая сестрица!" А раз в каждом доме живёт как минимум одна красавица, то что на них пялиться?

...Так случилось, что однажды Бернард Шоу получил письмо от юной лондонской особы. Суть послания сводилась к следующему: "Сэр, вы необычайно талантливы и на редкость остроумны. Я же являюсь одной из самых красивых и элегантных столичных дам. Представляете, какие у нас могут родиться чудные детки, если мы с вами объединим наши судьбы?"

Конечно же сия Валентинка своим содержанием немало польстила писателю, однако он знал все женские уловки, а потому не повёлся на очередную брачную провокацию и ответил следующим образом:

"Уважаемая мадемуазель... Благодарю покорнейше за Ваше искреннее предложение. Оно и впрямь меня приятно поразило. Но к сожалению, вынужден ответить Вам отказом, потому как крайне беспокоюсь по поводу того, что вдруг в какой-то момент всё выйдет из под контроля, и наши чудесные детки наследуют Ваш ум и мою внешность?"

✅ Вещи о которых Бернард Шоу говорить затруднялся

В интеллекте гениального ирландца и сегодня никто не посмеет усомниться, даже он сам, правда последний по понятной причине. Вы спросите: Это ещё по какой? Да по такой, по которой все мы однажды уже никогда и ни в чём не станем сомневаться.

...Так случилось, что в один чудный летний день счастливой Акуле пера одного из лондонских глянцевых изданий удалось подкараулить 56-летнего Джорджа Бернарда Шоу и раскрутить на небольшое интервью. В дебюте интервью вопросы были самые скучные, на которые писатель отвечал нехотя, местами слегка позёвывая.

Корреспондент же не сдавался, пытаясь изо всех сил спровоцировать именитого драматурга на нехарактерную для того откровенность. И в какой-то момент диалог начал приобретать более яркие тона, потому как иные вопросы для Бернарда Шоу показались весьма любопытными. На этом этапе интервью мы с вами и остановимся, мои добрые читатели:

- Сэр, в каком возрасте Вы точно поняли, что стали Взрослым?

- Хм, трудный вопрос. 26 июля мне исполнится 56, но я до сих пор не могу сказать, что повзрослел.

- Что значит для Вас Репутация?

- Маска, которую мне приходится носить так же, как одежду или обувь.

- Вы согласны с тезисом о том, что "Власть портит людей"?

- Категорически не согласен. Власть - никого не портит, это дураки портят власть, когда её обретают.

- А согласны ли Вы с тем, что сегодня этим миром правят молодые?

- И да, и нет. Я согласен, что этим миром БУДУТ править молодые, когда состарятся!

Самый цитируемый, на сегодняшний день, писатель в мире. Мировая паутина не даст соврать!
Самый цитируемый, на сегодняшний день, писатель в мире. Мировая паутина не даст соврать!

- Вы много путешествуете. Чувствуете ли Вы себя за границей, как дома?

- Когда я за границей, то не люблю чувствовать себя как дома.

- Говорят в России сегодня в моде такое опасное развлечение, как "Русская рулетка". Если Вы слышали об этой забаве, то что что вы о ней думаете?

- Думаю, что пятеро русских из шестерых скажут: "Это развлечение совершенно безопасно!"

- Что Вы думаете о последней пьесе вашего французского коллеги по драматургическому ремеслу месье Левассёра?

- Если я Вас правильно понял, вы жаждете узнать моё мнение о пьесе драматурга, имени которого до Вашего вопроса я никогда ранее не слышал?

- Сэр, какое качество, на Ваш взгляд, более всего отличает столичных Женщин от Мужчин?

- Болтливость. Я не знаю ни одной лондонской дамы, которой бы удалось сказать "бай-бай" менее, чем тридцатью словами!

- Как Вы считаете, с какими женщинами легче по жизни: со страстными или со скучными?

- Разумеется со страстными! Правда их частенько душат, зато почти никогда не бросают.

- Почему английских дам постоянно тянет к чужим мужьям?

- А почему цыганские конокрады отдают предпочтение объезженным лошадям, а никак ни диким?

- Закончите тезис: Идеальный супруг - это джентльмен...

- ...полагающий, что у него идеальная супруга!

- Чем больше всего интересуются ваши читатели, когда имеют честь с Вами общаться?

- Тем, что их никоим образом не касается!

- Что Вам более всего не нравится в лондонцах и почему?

- Глупость. Скажи большинству из них, что на небе 9 триллионов звёзд, и они тебе поверят. Но укажи им на только что покрашенную скамейку и скажи, что не стоит на неё садиться, как они непременно притронутся к ней пальцем, а то и сразу же на неё плюхнутся.

- Вы говорили о том, что большинство людей боится Свободы, но почему?

- Потому что Свобода предполагает Ответственность, которая людей пугает.

- Не секрет, что мир очень условно делится на Умных и Глупцов. Причём умные, все без исключения, также совершают глупости. Но тогда в чём же разница между умными и глупыми людьми?

- Всё просто: первые стараются не превышать свой лимит глупостей.

- А что Вы думаете о Загробной жизни, и об Аде в частности?

- Увольте, сударь, но мне крайне трудно говорить о столь серьёзных вещах, ведь в Аду столько моих друзей!

Журналист понял, что пора сворачивать интервью, и на последок задал своему интеллектуальному визави ещё один колючий вопрос:

- Как вы думаете, месье, что скажет о Вас история?

- История как всегда солжёт!

...Хм, начал ваш покорный слуга сегодняшнюю статью за здравие, а заканчивает - за упокой. А всё почему? Потому что заглянул в статистику своего канала. Простите, друзья, спешу исправиться.

🔥 Думаю, что отличным решением, а заодно и бонусом за ваше долготерпение, станет вот эта 8-зарядная афористическая подборка под авторством блистательного Бернарда Шоу, сотканная из моих любимых Назидательных тезисов великого ирландца:

🙏...И эти высказывания Джорджа Бернарда Шоу, с вашего позволения друзья, я оставлю без комментариев. На сегодня у меня всё, златокудрый Морфей раскрывает свои объятия. Ну а на десерт, привычная тройка вопросов:

  • 📌Знакомы ли вы с творчеством Бернарда Шоу, или же просто пару раз встречали это имя в литературе (в мировой паутине)?
  • 📌Какая из предложенных вашему вниманию историй вызвала у вас искреннюю Улыбку?
  • 📌Какой из тезисов ирландского драматурга запал вам в самую душу своей серьёзной актуальностью, а какой искренне рассмешил?
Все 5 фотографий взяты из щедрого сервиса "Яндекс. Картинки" Обработка автора публикации
Все 5 фотографий взяты из щедрого сервиса "Яндекс. Картинки" Обработка автора публикации

🔔 P.S. С удовольствием предлагаю вам, уважаемые читатели и гости канала, полистать и вот эти три публикации, посвящённые жизни и мировоззрению Бернарда Шоу: