Небывалые и неслыханные ранее льготы для айтишников и IT-компаний, организованные после 2022 года на фоне «стадномассового исхода» программистов из России и одновременно резкого повышения потребности страны в отечественном ПО привлекли в эту отрасль огромное количество людей из смежных отраслей.
Всё бы ничего, но когда человек пусть даже смежной технической специальности вплотную начинает заниматься программированием, то ему нужно несколько лет упорного труда, чтобы стать программистом, квалификация которого была бы действительно востребована отраслью.
В результате всего этого, а также многочисленных курсов по Пайтону, заполонивших весь Интернет (кто-то делает неплохие лёгкие деньги на всём этом хайпе) появилось очень много программистов начального уровня а также людей, которых и программистами то назвать нельзя (это те, которые знают только, например, Пайтон и почти ничего больше).
Надо сказать, что власти страны эту фишку просекли и слегка снизили размеры льгот, чтобы избежать переизбытка программистов в будущем и, как следствие, соответствующего обвала их зарплат. Я об этом как-то писал в своей статье «Хватит плодить программистов, пора заниматься инженерами!», но столкнулся с воем насчёт того, что вот, сначала дали льготы, люди туда пошли, а теперь их отбирают. Надеюсь, это писали не программисты, иначе мне страшно за их аналитические способности )))
Состояние отрасли сегодня таково, что в ней сильно не хватает высококлассных специалистов, которых сейчас как пылесосом высосали с рынка организации типа Сбербанка и т.п. под собственные импортозамещающие проекты. В итоге на рынке присутствует огромная толпа начинающих программистов, которым ещё учится и учиться, а также псевдопрограммистов, а точнее, людей, умеющих программировать на каком-то одном языке под одну конкретную задачу, а точнее, специалистов в какой-то другой отрасли с навыками прикладного программирования.
То есть, с одной стороны, у нас дефицит высококвалифицированных программистов, а с другой — переизбыток начинающих а также случайных для отрасли людей. И решить эту проблему может только время, за которое начинающие станут профессионалами а случайные поймут, что это не их, и перестанут составлять конкуренцию тем, кто действительно выбрал эту профессию по велению сердца, а не ради быстрого бабла и паразитирования на ситуации.
Что касается мнения насчёт того, что в 2022-м из России уехали самые квалифицированные — это не совсем так. Уехали в основном те, кто уже дистанционно работал на иностранные компании, и которым поставили условие — либо релоцироваться, либо уходить, а также те, кто уже хотел «валить из страны», но не мог решиться, а тут такой повод — свалить в знак протеста и стать героем в глазах Запада. Так что уехали разные. Как теперь и приехали.
Да, часть уехавших уже вернулась назад. Высококвалифицированные польстились на резко выросшие зарплаты в России и относительную дешевизну жизни тут. Остальные к своему удивлению оказались невостребованными там, поскольку переоценивали собственные интеллектуальные способности, а тут на дефиците высококвалифицированных специалистов их могут взять и таких на зарплаты, явно не соответствующие их способностям и квалификации.
Тем не менее, дефицит профессионалов остаётся. А также по причинам менталитета вторичности в IT-отрасли, у нас практически нет специалистов по созданию крупных программных проектов. Более того, у меня складывается ощущение, что даже в 90-е годы у нас было больше людей, готовых к началу крупных самостоятельных проектов. Так возникли продукты Касперского, 1С, Cuneiform и подобные.
Сегодня я не вижу новых столь же знаковых программных проектов, претендующих на первичность. Только бесконечные форки опенсорсов с гордым названием «российский». Типа операционной системы Астра Линукс, которую суют везде, тогда как есть более российский Альт Линукс, например. Который, кстати, тоже идейно вторичен, как и все ОС на ядре и идеологии Линукса.
По моему скромному мнению, начиная, условно, c нулевых годов, в России исчез тот запал на создание чего-то нового в мире ПО, который был у нас в 90-е годы. В то время, вероятно на заделе математической школы СССР и не утерянной ещё способности мечтать, и были начаты эти проекты. Пусть под иностранный процессор и иностранную операционную систему, но свои идеи и свои крупные проекты.
А потом на нас хлынул импорт с российской локализацией, и постепенно убил всяческие самостоятельные начинания. Впрочем, так случилось и во всех остальных отраслях. Гайдаровский постулат «всё купим» принёс свои плоды. И теперь у нас нет не только специалистов, способных возглавить ключевые программные проекты, но даже нет в профессиональном сообществе самой мысли, что что-то уникальное можно начать делать самостоятельно.
«Зачем изобретать велосипед» — лозунг той-же гайдаровщины, убивающий на корню любые мысли в этом направлении. А если такая крамольная мысль вдруг и появляется в информационном поле, тут-же налетают ястребы с промытым западным влиянием интеллектом, коих в сообществе чуть менее, чем все, и начинают твердить о том, что это распил. Типа, государство будет давать льготы компании, которая изобретает велосипед.
Нет, господа, распил — это когда компания, пользуясь льготами, «форкает» уже написанный продукт и, причесав, продаёт, выдавая его за свой, российский. О том, что можно повторить славу таких значимых продуктов, как 1С и Антивирус Касперского больше ни одна компания не задумывается. А надо бы. Пора уже.
На сегодня всё. Ставьте нравлики, делитесь своим мнением в комментариях и подписывайтесь на мой канал. Пока! :-)