Аннотация. Статья посвящена исследованию пределов использования авторских прав средствами массовой информации. Обосновано, что действующее российское законодательство предусматривает возможность использование заимствований из произведения путем цитирования без согласия автора и правообладателя, при обязательном упоминании их, а также самого источника опубликования.
Ключевые слова: авторские права, СМИ, плагиат, пределы авторских прав, цитирование.
В современном обществе все процессы и события воспринимаются сквозь призму деятельности организаций средств массовой информации (далее – СМИ). В подготовке к выпуску редакционных материалов и журналистских репортажей, обзоров, подкастов и т.д. как особо составленных произведений привлечены лица разного творческого профиля, отдельные из которых в процессе деятельности над созданием СМИ могут приобретать статус субъекта авторского права. В этой связи, актуальным является исследование пределов использования авторских произведений журналистов СМИ.
В настоящее время возможны в целом следующие способы свободного использования авторских статей, очерков журналистов и других аналогичных произведений в сфере СМИ:
1. Использование цитат:
– в качестве неких отрывков из авторских произведений, если это связано с анализом, обзором того произведения, куда цитаты включают (например, если это аннотация к статье, рецензия на статью и т.д.). В данном случае важен характер произведения. Он должен иметь научную, информационную, дискуссионную, критическую составляющую;
– свободное использование в качестве отрывков из авторских произведений или выступлений телепрограмм, фонограмм, аудиовизуальных произведений или программ вещания [4, с. 81].
2. Воспроизведение:
– авторских материалов в прессе, публичное использование уже опубликованных произведений в газетах либо журналах различной тематики для освещения аналогичной темы, в качестве примеров или сопоставления авторских позиций в целях выявления общих черт и принципиальных отличий;
– авторских материалов для освещения какого-либо события с применением кинематографии или фотографии, где идет перечень или иное публичное освещение авторских произведений по аналогичной тематике;
– авторских материалов с информационной целью в печатном или ином периодическом издании, а равно, публичное сообщение, передача их в эфир в рамках публичных выступлений, официальных докладов и т.п. в необходимом объеме, в соответствии с целью. Например, при журналистском обзоре подведения результатов присуждения ежегодной журналистской премии «Журналист года» раскрывается сущность основных работ номинантов и победителей с использованием цитат для убедительности и т.п. [4, с. 83]
Цитирование является наиболее распространенным способом свободного использования произведения. Отдельные редакции, обладающие значительными финансовыми и человеческими ресурсами состоянии самостоятельно создавать новостной контент, не прибегая к цитированию других изданий. Тем не менее, большинство редакций получают доступ к информационным потокам с помощью подписки. Использование таких материалов осуществляется с помощью цитирования.
Следует отметить, что внедрив такое положение в действующее законодательство, законодатель при этом не растолковал его. Таким образом, остаются отдельные вопросы, без выяснения которых цитирование может привести к нарушению авторских прав как редакций СМИ, так и субъектов их творческой деятельности.
В отношении разрешенного объема цитирования, действующее законодательство РФ не предусматривает конкретное разрешенное для использования определенного количества слов, листов и т.д.
Стоит отметить, что в советском законодательстве этот вопрос был урегулирован более подробно и многие исследователи свободного использования произведений в журналистской деятельности отмечали, что в советском эфире диктор обозначал границы цитаты словам «цитата» и «конец цитаты». Вместе с тем, вряд ли это можно считать допустимым, когда, например, журналистский материал (если это не обзор писем или печати) на две трети состоит из цитат, удаление которых лишает этот материал смысла [3, с. 197].
Отечественный законодатель ставит использование части произведения в зависимость от цели, с которой это делается. Вместе с тем, цель может быть достигнута различными способами, в том числе и полным заимствованием произведения. В таком случае цитирование переходит мнимую допустимую границу и приобретает признаки нарушения авторских прав – плагиата. С целью избежать возможных в будущем конфликтов по поводу правомерности цитирования, целесообразно предложить, использование отрывков из другого произведения с учетом обстоятельств, свидетельствующих о том, не причинен ли ущерб автору и не уменьшена ли его потенциальная прибыль таким использованием [2, с. 67].
Кроме того, как отмечают специалисты: «цитата всегда должна быть выделена и отделена от основного текста. Если неясно, где цитата начинается и где заканчивается, то это не цитата».
Как правило, в печатных СМИ цитируемый текст дается в пределах одного абзаца и завершается ссылкой на источник заимствования. Считается, что цитатой является дословная выдержка из текста. В связи с этим цитата должна быть выделена по тексту произведения, например, кавычками, шрифтом (размером шрифта, курсивом и т.д.), рамкой.
Полная версия статьи у нас на сайте. Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.
Контакты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте /
Т. 7-988-027-88-34.
Библиографический список
1. Решение Савеловского районного суда г. Москвы от 7 июля 2016 г. // СПС «Консультант Плюс» (документ опубликован не был), (дата обращения: 01.10.2021).
2. Богданова, О. В. Плагиат как фундаментальная проблема авторского права / О. В. Богданова // Право и экономика. 2020. № 7. С. 67-73.
3. Бузова, Н. В. Спортивные передачи: актуальные вопросы правовой охраны и защиты прав на них / Н. В. Бузова // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 1. С. 195-213.
4. Ворожевич, А. С. Границы и пределы осуществления авторских и смежных прав / А. С. Ворожевич. – М.: Статут, 2020. – 271 с.
5. Ворожевич, А. С. Электронные библиотеки и авторские права. Возможно ли исчерпание прав на цифровые копии произведений? / А. С. Ворожевич // ИС. Авторское право и смежные права. 2020. № 11. С. 18-25.