Найти тему

ПРЕДЕЛЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОРСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖУРНАЛИСТОВ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.

Аннотация. Статья посвящена исследованию пределов использования авторских прав средствами массовой информации. Обосновано, что действующее российское законодательство предусматривает возможность использование заимствований из произведения путем цитирования без согласия автора и правообладателя, при обязательном упоминании их, а также самого источника опубликования.

Ключевые слова: авторские права, СМИ, плагиат, пределы авторских прав, цитирование.

-2

В современном обществе все процессы и события воспринимаются сквозь призму деятельности организаций средств массовой информации (далее – СМИ). В подготовке к выпуску редакционных материалов и журналистских репортажей, обзоров, подкастов и т.д. как особо составленных произведений привлечены лица разного творческого профиля, отдельные из которых в процессе деятельности над созданием СМИ могут приобретать статус субъекта авторского права. В этой связи, актуальным является исследование пределов использования авторских произведений журналистов СМИ.

В настоящее время возможны в целом следующие способы свободного использования авторских статей, очерков журналистов и других аналогичных произведений в сфере СМИ:

1. Использование цитат:

– в качестве неких отрывков из авторских произведений, если это связано с анализом, обзором того произведения, куда цитаты включают (например, если это аннотация к статье, рецензия на статью и т.д.). В данном случае важен характер произведения. Он должен иметь научную, информационную, дискуссионную, критическую составляющую;

– свободное использование в качестве отрывков из авторских произведений или выступлений телепрограмм, фонограмм, аудиовизуальных произведений или программ вещания [4, с. 81].

2. Воспроизведение:

– авторских материалов в прессе, публичное использование уже опубликованных произведений в газетах либо журналах различной тематики для освещения аналогичной темы, в качестве примеров или сопоставления авторских позиций в целях выявления общих черт и принципиальных отличий;

– авторских материалов для освещения какого-либо события с применением кинематографии или фотографии, где идет перечень или иное публичное освещение авторских произведений по аналогичной тематике;

– авторских материалов с информационной целью в печатном или ином периодическом издании, а равно, публичное сообщение, передача их в эфир в рамках публичных выступлений, официальных докладов и т.п. в необходимом объеме, в соответствии с целью. Например, при журналистском обзоре подведения результатов присуждения ежегодной журналистской премии «Журналист года» раскрывается сущность основных работ номинантов и победителей с использованием цитат для убедительности и т.п. [4, с. 83]

Цитирование является наиболее распространенным способом свободного использования произведения. Отдельные редакции, обладающие значительными финансовыми и человеческими ресурсами состоянии самостоятельно создавать новостной контент, не прибегая к цитированию других изданий. Тем не менее, большинство редакций получают доступ к информационным потокам с помощью подписки. Использование таких материалов осуществляется с помощью цитирования.

Следует отметить, что внедрив такое положение в действующее законодательство, законодатель при этом не растолковал его. Таким образом, остаются отдельные вопросы, без выяснения которых цитирование может привести к нарушению авторских прав как редакций СМИ, так и субъектов их творческой деятельности.

В отношении разрешенного объема цитирования, действующее законодательство РФ не предусматривает конкретное разрешенное для использования определенного количества слов, листов и т.д.

Стоит отметить, что в советском законодательстве этот вопрос был урегулирован более подробно и многие исследователи свободного использования произведений в журналистской деятельности отмечали, что в советском эфире диктор обозначал границы цитаты словам «цитата» и «конец цитаты». Вместе с тем, вряд ли это можно считать допустимым, когда, например, журналистский материал (если это не обзор писем или печати) на две трети состоит из цитат, удаление которых лишает этот материал смысла [3, с. 197].

Отечественный законодатель ставит использование части произведения в зависимость от цели, с которой это делается. Вместе с тем, цель может быть достигнута различными способами, в том числе и полным заимствованием произведения. В таком случае цитирование переходит мнимую допустимую границу и приобретает признаки нарушения авторских прав – плагиата. С целью избежать возможных в будущем конфликтов по поводу правомерности цитирования, целесообразно предложить, использование отрывков из другого произведения с учетом обстоятельств, свидетельствующих о том, не причинен ли ущерб автору и не уменьшена ли его потенциальная прибыль таким использованием [2, с. 67].

Кроме того, как отмечают специалисты: «цитата всегда должна быть выделена и отделена от основного текста. Если неясно, где цитата начинается и где заканчивается, то это не цитата».

Как правило, в печатных СМИ цитируемый текст дается в пределах одного абзаца и завершается ссылкой на источник заимствования. Считается, что цитатой является дословная выдержка из текста. В связи с этим цитата должна быть выделена по тексту произведения, например, кавычками, шрифтом (размером шрифта, курсивом и т.д.), рамкой.

Полная версия статьи у нас на сайте. Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.

Контакты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте /

Т. 7-988-027-88-34.

Библиографический список

1. Решение Савеловского районного суда г. Москвы от 7 июля 2016 г. // СПС «Консультант Плюс» (документ опубликован не был), (дата обращения: 01.10.2021).

2. Богданова, О. В. Плагиат как фундаментальная проблема авторского права / О. В. Богданова // Право и экономика. 2020. № 7. С. 67-73.

3. Бузова, Н. В. Спортивные передачи: актуальные вопросы правовой охраны и защиты прав на них / Н. В. Бузова // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 1. С. 195-213.

4. Ворожевич, А. С. Границы и пределы осуществления авторских и смежных прав / А. С. Ворожевич. – М.: Статут, 2020. – 271 с.

5. Ворожевич, А. С. Электронные библиотеки и авторские права. Возможно ли исчерпание прав на цифровые копии произведений? / А. С. Ворожевич // ИС. Авторское право и смежные права. 2020. № 11. С. 18-25.