Найти тему
Вячеслав Малежик

Что такое русский рок: "На суку висит мотив, а на нём презерватив..."

Что такое русский рок?
Благодать или порок?
И гитары как у них,
Но на первом месте стих.

Музыкальный огород!
А на воротах, там, где вход,
Лозунг накриво прибитый:
«Блин, и мы не лыком шиты».

Из земли торчит горбыль,
Прислонён к нему костыль,
На суку висит мотив,
На нём презерватив.

На костыль надет носок,
На нём бирка - «Русский Рок».
Прикол ради прикола -
А сверху - кока-кола...

© Юрий Валов
(один из пионеров отечественной бит-музыки)

Когда заходит разговор о русском роке, у меня часто возникает вопрос: а нужно ли его, этот самый рок, одевать в национальные одёжки? Ведь никто не говорит о шведском роке, хотя «АББА» и «Роксет» на бескрайних просторах Скандинавии очень музыкально и живенько пели в том числе и поп-роковые песни, правда на аглицком языке, которые не потерялись в эфирах мировых радиостанций, пребывая рядышком с битлами, роллингами и всякими «AC/DC».

Может, потому что пели «по-американски»? Может быть… Язык, что не говорили бы филологические умники, обладает явно выраженной музыкальностью и песенки бундесового композитора Дитера Болена, спетые на английском языке, украсили репертуар «MODERN TALKING», Криса Нормана и прочих. И нигде ни шведы, ни незаурядный германец не поднимали вопрос о национальной принадлежности «ихнего рок-н-ролла».

А мы? А мы вот поднимаем. Причём разговоры о русском роке возникли аж, со времён батюшки Петра Первого. Думаю, желание доказать всему миру, а главное самим себе, что мы не лаптем щи хлебаем, привело к утверждению, что в Москве, в Питере, в Свердловске ещё в середине шестидесятых родилось это волосатое явление- музыканты, играющие жесткую гитарную музыку, агрессивно поющие и иногда пытающиеся петь песни на русском языке. Был ли это самостоятельный стиль, именно русский рок-н-ролл, который нужно переводить на Всемирный язык рока, чтобы тебя понимали? Не знаю… Но появилось большая генерация наших людей в любимой стране, которая громко и уверенно заговорила о появлении новой музыки, которая олицетворяет наше (шестой части по территории) желание провести в стране операцию по импортозамещению международного рок-н-ролла своим доморощенным. И публика повелась, и все ярче зазвучали имена первых исполнителей, и все больше зрителей заполняло трибуны дворцов спорта, где играли на сцене новые молодежные мессии. Потом за это дело взялось государство и появились, играющие и поющие весьма профессионально группы, которые окрестили в ВИА.

Многие культовые рокеры вышли как раз из ВИА. Тот же Валерий Кипелов («Лейся песня»).

И поздние «Голубые гитары» (Синтез-группа ИГРА) играли хард-рок на уровне с «Арией».

Кстати, одними из первых с Союзе кто исполнил хард-рок была группа «Скифы». Еще в 1968-69 годах была записана песня Юры Валова «Я иду навстречу ветру», которую спел Сергей Дюжиков.

СКИФЫ - Я иду навстречу ветру (1969) .mp3

Надо сказать, что талантливость нашего русского народа сумела проявиться в этом новом явлении и можно смело заявить, что тексты многих песен наших поп- рок- мессий были явно интереснее того, что зачастую прилетало к нам с Запада. Что касается музыкальной составляющей, то здесь мы отставали и зачастую эпигонствовали, подражая лучшим образчикам. А что сейчас? Я думаю, что идеологическая часть этой проблемы отошла в сторону; жизнь сама отредактировала музыкантов и у нас появились замечательные исполнители, которым не столь важно куда их разместят высоколобые критики. Лучшие из них, такие как ДДТ, Чиж, Агутин собирают стадионы, не очень задумываясь, называется ли это русским роком. Им значительно приятнее слышать, что тот или иной музыкант играет в стиле "Чижа", а другой равняется на Агутина.

Не каяться б до боли нам, кусавшим и укусанным, народный выше суд
Не Андерса да Болена, так Шевчука с Бутусовым с базара понесут...
А. Градский

Данный текст охраняется законом РФ о защите авторских прав. Любое частичное или полное копирование и воспроизведение без разрешения автора запрещено.