Рассказ о посещении одного из самых необычных музеев Калининградской области.
Думаю, многие из вас за свою жизнь не раз находили кирпичи, где были выбиты какие-то надписи или эмблемы. Так, во время своих путешествий я также находил, и не раз, подобные артефакты. И всякий раз, держа в руке или в поле зрения подобную находку, я задавался вопросами: откуда этот кирпич, кто его произвёл, какова история этого предприятия? Наконец, нашёлся тот, кто смог бы дать ответы на все эти вопросы.
Дмитрий Адольфович Шилов начал коллекционировать кирпичи с различными клеймами больше 30 лет назад. За многие годы своего необычного увлечения он собрал такую коллекцию как самих кирпичей, так и материала по ним, что его детище - Музей кирпича - однозначно можно назвать одним из самых интересных тематических музеев нашего Янтарного края.
И вот, вооружившись диктофоном, мы выдвигаемся в сторону сокровищницы керамического короля. Да, без диктофона тут никуда, такие объёмы информации на слух запомнить крайне проблематично.
У Музея кирпича нет ни вывесок, не графика работы. Всё дело в том, что он находится... у Дмитрия Адольфовича дома, прямо во дворе. О посещении надо договариваться заранее, так как у его хозяина тоже есть свои пенсионерские дела: Дмитрий Адольфович является ещё и хранителем Мамоновского городского музея (а о нём скоро будет отдельная статья, там такая же сокровищница для любого краеведа).
Сразу на крыльце нас встречает необычная инсталляция, собранная из множества кирпичей с клеймами. Как выяснится уже минут через пять, это фон для первой половины экскурсии, где мы будем погружаться в увлекательный керамический мир.
Прежде чем начать свой рассказ, Дмитрий Адольфович продемонстрировал входную дверь, где красовались немецкий замОк ещё довоенного изготовления и тех же времён дверная ручка. Несмотря на возраст, после чистки они продолжили работать по своему прямому назначению. Можно не беспокоиться насчёт того, что сильно надавил или задел чем-то - конструкция и не такое выдержит.
Итак, приступаем к погружению.
Дмитрий Адольфович переехал в Мамоново с Калининграда в 1991 году. Время тогда было сложное, пришлось купить участок неподалёку от залива и заниматься огородом. На участке было полно кирпичей, и во время расчистки территории Дмитрий Адольфович наткнулся на необычный кирпич с клеймом. Удивился, отложил в сторону. Потом нашёл второй такой кирпич, третий, и все с разными клеймами. После этого будущий коллекционер стал внимательнее смотреть на кирпичи - они превращались в его глазах из куска обожжённой глины в носитель информации.
Потом к Дмитрию Адольфовичу пришла мысль, что можно не просто собирать интересные кирпичи, а целенаправленно искать кирпичи района Хайлигенбайль (ныне окрестности Мамоново, Ладушкина и Ушаково вдоль побережья Вислинского залива), так как ещё со школы ему была интересна история родного края. Позже интерес перекинулся уже на всю Восточную Пруссию. Во время различных турпоходов и автопробегов по области молодой коллекционер стал смотреть под ноги и дело попёрло! Находок всё больше, кучки кирпичей растут, и тут количество стало переходить в качество - пошла работа с литературой и источниками. Начинающему краеведу очень сильно помог ныне покойный Анатолий Бахтин, долгие годы руководивший Калининградским областным архивом и подаривший миру бесценные материалы по истории Восточной Пруссии.
Бахтин поделился своими знаниями о кирпичной промышленности Восточной Пруссии. Как выяснилось, крайне скудными - по этой теме информации в те годы не было вообще нигде в области и никто этим никогда не занимался. Авенир Петрович Овсянов, ещё одна легенда калининградского краеведения, тоже разводил руками. Как потом выяснилось, скудные обрывки информации по кирпичному производству могли дать только краеведы в районах, но этого тоже было недостаточно. В итоге, Дмитрий Адольфович стал самым настоящим первопроходцем в деле изучения кирпичной промышленности Восточной Пруссии!
Завесу тайны помогли приоткрыть знакомые немцы, когда-то жившие здесь и сохранившие память о своей родине. Именно через тех немцев получилось найти выход на немецкие архивы, содержимое которым могло пролить свет на интересующую тему. От них Дмитрий Адольфович смог получить бесценный артефакт - список кирпичных заводов Восточной Пруссии за 1928 год, чем он моментально поделился с местной краеведческой общественностью. С этим списком и довоенными топографическими картами был форсирован процесс поиска довоенных кирпичных заводов. Из 118 заводов в том списке неутомимый исследователь лично нашёл 113. К слову, ни один из них в первозданном виде не сохранился. В редчайших случаях можно найти трубу или остатки печи, а чаще всего это просто вспаханное кирпичное поле. Только в Железнодорожном сохранилось сильно перестроенное здание заводского цеха. Также близко по назначению здание керамической фабрики в Черняховске.
Коллекционирование и систематизация образцов ведётся Дмитрием Адольфовичем по многим направлениям.
Первое направление в работе - поиск орденского кирпича. До прихода Тевтонского ордена пруссы не были знакомы с кирпичным производством. Деревянные постройки, частоколы и укрепления вполне справлялись со своими задачами. Поначалу и Тевтонский орден тоже не особо торопился строить из камня и кирпича, но угроза со стороны литвинов заставила немцев взяться за кирку и мастерок. Литвины, в отличие от пруссов, уже объединились в государство и очень не желали видеть в своих землях крестоносцев, так что в XVI веке все свои укрепления Орден перестроил из деревянных в каменно-кирпичные.
Кирпич этот был ручной формовки, сушился на специальных площадках, посыпанных песком или соломой. Сушка нужна была для того, чтобы при обжиге кирпич просто не разорвало выкипающей из него влагой. Во время процесса сушки по кирпичу могла бегать различная дворовая живность - кошки, собаки, дети. Именно отсюда взялась легенда о якобы "орденском клейме" в виде собачьей лапы. На самом деле, дворовый блоховоз, случайно пробежавший по сохнущему кирпичу, вряд ли осознанно ставил на него лапу, чтобы потом спустя сотни лет знатоки с важным видом рассуждали о том, что орденский кирпич таким образом специально метили.
Что в орденские, что в последующие времена на кирпич могли наноситься различные знаки, чёрточки, полоски и прочие почеркушки.
Следующее направление, самое массовое: поиск кирпичей с клеймами производителей.
Впервые кирпич стали клеймить в Восточной Пруссии в 1828 году, о чём было написано в "Кёнигсбергских ведомостях". Сделали это на кирпичном заводе барона фон Хайке из Циммау, а целью была защита от подделок (слишком много было жалоб на псевдоциммавский кирпич).
Клеймо сразу даёт привязку к населённому пункту, становясь этаким проводником на карте. Вот, например, клеймо завода в Мигушене, посёлке где-то между современными Гвардейском и Полесском на берегах ленивой Деймы.
А вот клеймо Грюнхофского завода. Нет, это не тот Грюнхов, что недалеко от нынешнего Зеленоградска, а из Черняховского района. Усадьба Грюнхоф была в окрестностях Инстербурга-Черняховска.
Клейма KFZ+цифра ставились на продукции кирпичного завода, работавшего в интересах немецкой оборонки - из него строили фортификационые сооружения Кёнигсберга. Стоял он в районе нынешнего рынка Сельма. Цифра же после клейма обозначала номер смены, по которому можно было точно выяснить, кто именно был ответственен за качество конкретно этой партии кирпича. Всего смен было девять.
Клейма ставились далеко не на каждом кирпичном заводе, а там, где ставились, далеко не на каждом кирпиче. Изначально клеймо наносилось вручную, но это делать было физически очень тяжело - как вы думаете, сколько вы сможете за смену наносить клейм на плотную, почти сухую глину? По этой причине позже появились специальные механизмы для клеймения кирпичей. Клише находилось либо в самой форме для формовки кирпича, либо на специальном барабане, который прижимал клише к глиняной "колбасе" для оттиска клейма.
Количество клеймёных кирпичей относительно всей партии определял, понятно, сам производитель. Всё дело в том, что глина - очень сильный абразив, и при клеймении каждого кирпича в партии клише очень быстро стачивалось. Поэтому каждый решал, сколько кирпичей из партии будут мечеными - 1 из 10 или 1 из 50.
Клейма могли выглядеть как угодно, всё зависело от фантазии заказчика и исполнителя-кузнеца. Тут и рамки, и символы, и написание различными шрифтами, и прописью. У того же завода в Патерсвальде (Большая Поляна) Дмитрий Адольфович насчитал не менее 9 вариантов клеймения!
Ещё одно направление - клинкерный кирпич. При высокотемпературном запекании на поверхности образуется глазуреподобная корочка, что делает его идеальным фасадным материалом, особенно для нашего влажного климата. Причина в очень низком коэффициенте поглощения влаги, практически как у настоящего камня. Примеры: гостиница "Москва" и Южный вокзал. Также из него выходит отличная тротуарная плитка.
К слову, на довоенных зданиях не раз и не два попадаются места, где отлетела штукатурка и обнажила фасадный клинкерный кирпич под собой. Строители старались облицевать хотя бы цоколь здания клинкером из-за его влагостойкости.
В советские же годы некоторые умственно отсталые руководители умудрялись клинкер красить! Пример - семафорный пункт на железной дороге около Двухъярусного моста.
В коллекции Дмитрия Адольфовича расшифровано около половины клейм имеющихся клинкерных кирпичей.
Идём дальше. Жёлтого цвета огнеупорный кирпич. Это иноземный гость, такие в Восточной Пруссии не делали из-за отсутствия нужных для его изготовления сортов глины. Интересный факт: глина, подходящая для огнеупорного кирпича, добывалась в пластах, сопутствующих каменному углю. По этой причине немалая часть привезённого сюда огнеупорного кирпича родом из Англии.
Огнеупорный кирпич активно завозился из Швеции, Дании, Германии - то, что известно по расшифровке клейм.
Отдельное направление - кирпичи нестандартной формы. Помимо стандартного параллелепипеда, изготавливались и многоугольные кирпичи, и различные керамические декоративные элементы.
Отдельное направление - кирпич из необычной цветной глины, например, из белой каолиновой. Цвет глины обусловлен её химическим составом - где-то больше железа, где-то меди, где-то алюминия. Дополнительным фактором колоризации выступает ещё и температура обжига (вспомните клинкер очень тёмного цвета с отливом).
Помимо керамического кирпича, в Восточной Пруссии производился и белый силикатный кирпич. Таких заводов было как минимум пять: в районе Балтийска, в районе Мамоново, в районе Прибрежного (около Серебряных родников), в районе нынешнего силикатного завода в Косьме (по другой версии, около Пелавского озера) и в Славском районе около Тимирязево. Да, силикатный кирпич боится влаги, но при соблюдении технологии и грамотно сделанном фасаде это вполне годный строительный материал. Более того, владельцы силикатных кирпичных заводов в качестве рекламы строили себе особняки со всеми хозпостройками из кирпича своего производства (например, особняк в Тимирязево).
Но если технология не соблюдена, то кирпич умирает быстрее, чем раствор, которым он скреплён. Пример - помещения для корма диких животных в лесничестве под Гастеллово.
Очень неожиданное направление - внутренний мир кирпича. Открыть его можно с помощью турбинки, разрезав кирпич пополам. Каждый кирпич уникален - внутри него могут быть и полости, и неоднородности, и камешки, и ещё что-то любопытное. А если поймать фантазию за хвост, то можно разглядеть в разрезе кирпича что угодно. Каждый срез - уникальная картина. Причём, именно срез, скол такого рисунка не даёт. Как правило, самые интересные картины даёт плохо перемешанная и недосформованая глина.
И последнее направление - производственный брак. Пережжёные, недожжёные, недоформованные, плохо замешанные, и т.д.
Интересная особенность. В эпоху ручной формовки брак не выкидывали (производство-то очень тяжёлое), а продавали со скидкой. Как правило, такой кирпич использовали для заливки фундамента как бут. Механическая формовка сделала брак никому не нужным из-за низкой себестоимости и такой кирпич просто выкидывали в отвалы. Такие отвалы можно найти возле многих немецких кирпичных производств. Иногда такие кирпичи использовались при укреплении береговой линии.
Мы стоим уже почти час, а по самой экспозиции даже ещё не начали гулять. Продолжение здесь: https://dzen.ru/a/Zq5wFIwmsRymDE5X
Понравилась статья? Подписывайся, и узнаешь много интересного о Калининградской области глазами путешественника!