ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУБЪЕКТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ОСНОВАНИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Средства массовой информации как субъекты авторских прав
1.2. Журналисты как субъекты авторских прав, правовые основания возникновения прав на результаты их творческой деятельности
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ
2.1. Объекты в сфере деятельности средств массовой информации, на которые авторское право не распространяется
2.2. Пределы использования авторских произведений журналистов средствами массовой информации
ГЛАВА 3. ФОРМЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
3.1. Нарушения авторских прав в сфере деятельности средств массовой информации и формы защиты
3.2. Специфика применения отдельных способов защиты авторских прав в сфере деятельности средств массовой информации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Фрагмент диссертации предоставлен для ознакомления.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы диссертационного исследования обусловлена в первую очередь необходимостью обеспечения государственной защиты авторских прав в сложных современных условиях. Например, только по данным Федеральной таможенной службы в 2020 году был предотвращен ущерб правообладателям объектов интеллектуальной собственности на сумму 4,617 млрд. рублей (в 2019 г – 4,295 млрд. рублей) и выявлено 10,1 млн. единиц контрафактной продукции.
В современном обществе все процессы и события воспринимаются сквозь призму деятельности организаций средств массовой информации (далее – СМИ). В подготовке к выпуску редакционных материалов и журналистских репортажей, обзоров, подкастов и т.д. как особо составленных произведений привлечены лица разного творческого профиля, отдельные из которых в процессе деятельности над созданием СМИ могут приобретать статус субъекта авторского права. Конечно, такое положение вещей требует четкой правовой регламентации приобретения и осуществления авторского права как на объект в целом, так и на его составные части.
В настоящее время в Российской Федерации постоянно улучшается положение в сфере правовой защиты интеллектуальной собственности, появился новый специальный судебный орган, осуществляется регулярный мониторинг веб-ресурсов с целью обеспечения должной степени защиты интересов правообладателя со стороны государства.
Вместе с тем, анализ состояния современного законодательства в исследуемой сфере доказывает наличие коллизий и несогласованностей положений отечественных нормативно-правовых актов. В то же время дискуссионными и нерешенными остаются целый ряд доктринальных вопросов, которые обусловлены стремительным развитием авторских отношений в сфере деятельности организаций СМИ. На сегодняшний день в отечественной науке существует незначительное число диссертационных и монографических исследований по актуальным проблемам приобретения и особенностей осуществления авторских прав организациями СМИ.
Приведенные данные наиболее ярко подчеркивают необходимость рассмотрения теоретических и практических вопросов защиты авторских прав РФ и рассмотрения целесообразности её совершенствования на современном этапе.
Объектом работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере авторских прав при работе в средствах массовой информации и обеспечение их защиты.
Предмет исследования диссертации образуют нормы международного и российского законодательства, регулирующие вопросы правой охраны интеллектуальной собственности, иные нормативные правовые акты, специальная литература, а также материалы судебной практики по вопросам защиты авторских прав в сфере работы средств массовой информации.
Цель выполнения настоящей работы – рассмотреть теоретические аспекты, связанные с защитой авторских прав в сфере деятельности средств массовой информации.
Достижение поставленной в работе цели предполагается посредством решения круга следующих задач:
1. Определить понятие, сущность и основные виды средств массовой информации;
2. Установить нормативно-правовые акты, выступающие основой участия СМИ в отношениях в сфере авторского права;
3. Раскрыть понятие, сущность и основные виды интеллектуальных прав, выделить основные виды авторских прав в сфере СМИ;
4. Рассмотреть особенности договора как основания приобретения и осуществления авторских прав в журналистике;
5. Определить пределы использования авторских произведений журналистов средствами массовой информации;
6. Определить основные виды нарушений авторских прав в сфере СМИ, а также субъектов их деятельности;
7. Выделить гражданско-правовые способы защиты авторских прав СМИ и субъектов их деятельности, определить их основные черты.
Следует отметить, что проводимое исследование авторских прав в сфере СМИ ‑ не является первым в отечественной науке. Вопросами, связанными с деятельностью по защите авторских прав интересовались Б.Н. Алейников, Ю.Н. Андреев, Г.А. Ахмедов, А.А. Балдынова, И.А. Близнец, О.В. Богданова, Н.В. Бузова, С.А. Бурмистрова, Е.В. Вавилин, В.О. Витко, А.С. Ворожевич, Э.П. Гаврилов, К.А. Гузанов, А.В. Даниленков, А.А. Дегтерев, Г.И. Демидов, А.С. Денисова, В.И. Еременко, Н.В. Иванов, Д.А. Кабалина, В.В. Кан, Ю.В. Каримова, К.И. Клинова, Б.Б. Леонтьев, Д.Г. Макаров, Т.Г. Макаров, Е.Ю. Мартьянова, А.И. Мухгалин, Г.В. Романов, А.И. Семенова, С.А. Слободян, Р. Спано, А.Е. Туркина, А.А. Уварова, А.Б. Кирпичникова, А.Х. Ульбашев, П.В. Хлебников, Е.В. Цветкова, А.Ю. Чурилов, Д.В. Шибаев, М.В. Шугуров, В.Л. Энтин, О.И. Яковлева и другие ученые.
Вместе с тем, данные вопросы не изменили своей злободневности и нуждаются в дополнительном, более углубленном изучении.
Методы исследования. В процессе выполнения диссертационного исследования автором был применен комплекс общенаучных и специальных методов познания правовых явлений. В частности, диалектический метод познания позволил рассмотреть виды авторских прав организаций СМИ в их развитии и взаимосвязи. Использование сравнительно-правового метода позволило осуществить сравнительный анализ положения отечественного и зарубежного законодательства, регулирующих деятельность организаций СМИ в правоотношениях в сфере авторского права. Формально-логический метод способствовал выявлению противоречий в понятийном аппарате, который применяется в теории гражданского права и актах законодательства. Метод абстрагирования и обобщения применялся в процессе разработки дефиниций и понятий при определении терминов: "средства массовой информации", "аудиовизуальные средства массовой информации", "информационные агентства". С помощью логико-юридического метода стало возможным формулирование предложений по совершенствованию действующего законодательства РФ, регулирующего деятельность организаций СМИ в сфере авторских правоотношений. Использован также научно-эвристический потенциал таких философских методов исследования, как: анализ, синтез, абстрагирование, дедукция, индукция и т.п. С помощью социологического и статистического методов проводился анализ и обобщение эмпирической базы исследования.
Теоретическую основу диссертационного исследования составляют работы современных ученых в области предпринимательского, гражданского и международного частного права, раскрывающие отдельные аспекты рассматриваемой проблематики.
Нормативно-правовую базу исследования составляют международные нормативные правовые акты, Конституция РФ, нормы Гражданского кодекса (далее – ГК РФ), федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты.
Эмпирическую базу исследования составляют статистические материалы и материалы опубликованной судебной практики.
Научная новизна полученных результатов заключается в том, что диссертация является одной из первых, рассматривающих проблемные вопросы, связанные с защитой авторских прав в сфере СМИ на практике. В результате исследования сформулирован ряд новых положений, выводов и предложений, которые имеют значение для науки и практики, отвечающих требованиям новизны и выносимые на защиту:
Впервые:
1. Предложено устранить в законодательстве двусмысленность и определить, в каком именно контексте законодатель использует термин "средства массовой информации" ( для обозначения объекта или как участника правоотношений);
2. Сформулировано авторское определение понятия "аудиовизуальные СМИ" как аудиальные и аудиовизуальные объекты в виде радиопрограмм, телепрограмм и т. п, предназначенные для публичного распространение массовой информации в эфире с помощью многоканального радиовещания и телерадиовещания;
3. Предложено определить моментом прекращения действия авторского права издателя на издание в целом внесение в государственный реестр записи о прекращении деятельности издателя как субъекта хозяйствования. Если же издательство СМИ осуществляет структурное подразделение организации СМИ, то исключительное имущественное право на издание в целом будет принадлежать самой организации и его срок будет определяться по тем же критериям, что и для издателя;
Усовершенствовано:
4. Способы обеспечения доказательств нарушения авторских прав организаций СМИ и субъектов их деятельности путем составления нотариусом протокола осмотра web-страницы и совершением им нотариальной надписи и опечатывания конверта, в котором будет находиться твердый носитель информации;
Получили дальнейшее развитие:
5. Позиция, что вместе с заработной платой штатным журналистам необходимо одновременно выплачивать также авторское вознаграждение за использование работодателем их произведений. Размер, порядок ее выплаты и вопрос включения этого вознаграждения в Фонд основной заработной платы решается по договоренности сторон.
Практическое значение полученных результатов. Основные положения диссертационного исследования могут быть использованы в:
– научно-исследовательской сфере – при дальнейшем исследовании проблем приобретения, осуществления и защиты авторских прав организациями СМИ и субъектов их деятельности;
– правотворческой деятельности для совершенствования положений актов гражданского законодательства, регулирующих отношения приобретения и осуществления организациями СМИ их авторских прав, и устранения пробелов в нормативном регулировании указанных отношений;
– правоприменительной деятельности при рассмотрении судами споров о нарушения, непризнания или оспаривания авторских прав организаций СМИ и субъектов их деятельности;
– учебно-методической деятельности – при подготовке учебно-методических комплексов, пособий и при проведении лекционных и семинарских занятий по дисциплинам "Гражданское право", "Право интеллектуальной собственности", "Авторское право", "Договорное право" и т.п.
Структура работы построена с учетом комплекса решаемых задач и включает в себя введение, три сложных по составу главы, семь параграфов, заключение и библиографический список.
Дипломные работы, диссертации по юриспруденции. Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.
Контакты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте /
Т. 7-988-027-88-34.
Глава 1. Субъекты авторских прав в сфере деятельности средств массовой информации и основания их деятельности
1.1 Средства массовой информации как субъекты авторских прав
В отечественном законодательстве понятие "средства массовой информации" используется не только для обозначения форм публичного распространения массовой информации, но и для обобщенного названия организаций, осуществляющих деятельность, которая связана со сбором, обработкой и распространением этой информации. Вместе с тем, нередко один и тот же термин – "средства массовой информации" – используется для обозначения как объекта, так и субъекта правоотношений, что вызывает определенные трудности как при легальном, так и доктринальном его использовании.
Важным, на наш взгляд, определить критерии разграничения содержания этого понятия при обозначении субъекта и объекта правоотношений.
В свое время Закон СССР "О прессе и других средствах массовой информации" отнес к средствам массовой информации[1]:
– газеты;
– журналы;
– теле – и радиопрограммы;
– кинодокументалистику;
– другие периодические формы публичного распространения массовой информации.
Таким образом, СМИ в этом законодательном акте определяются как объекты правоотношений. Аналогичным образом они определяются и в Законе Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 года № 2124-1.
В целом в начале 1990-х годов законодатель определял две основные группы:
– печатные средства массовой информации;
– аудиовизуальные СМИ.
К отдельным видам средств массовой информации в 1991 году были отнесены:
1) газеты;
2) журналы;
3) информационные бюллетени;
4) разовые издания с определенным тиражом;
3) радио;
4) телевидение;
5) кино;
6) звукозапись;
7) видеозапись и т.д.
Как форма распространения массовой информации термин "СМИ" определен Федеральным законом № 49-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", принятом в 2006 году.
В ряде законов, регулирующих деятельность СМИ понятие "средство массовой информации" используется двояко:
– как периодические и продолжающиеся издания, выходящие под постоянным названием, с периодичностью один и более номеров (выпусков) в течение года на основании свидетельства о государственной регистрации (печатные СМИ определены как объект правоотношений);
– в то же время говорится о деятельности печатных СМИ, то есть о субъекте правоотношений, ведь только конкретный субъект может осуществлять ту или иную деятельность.
Согласно ст. 2 действующей редакции закона РФ от 27 декабря 1991 года "О средствах массовой информации" СМИ определяются через перечень их основных видов:
– периодическое печатное издание;
– сетевое издание;
– телеканал;
– радиоканал;
– телепрограмма;
– радиопрограмма;
– видеопрограмма;
– кинохроникальная программа;
– другая форма периодического распространения массовой информации, имеющая постоянное наименование.
В дальнейшем в законе раскрывается понятие каждого (печатных и иных видов) СМИ.
Следовательно перечень СМИ содержит только их основные виды, не исчерпывающий и с учетом развития научно-технического прогресса может быть дополнен.
Следует заметить, что в юридической литературе ученые моделируют авторское определение СМИ одновременно как формы периодического распространения информации, и как субъекта правоотношений.
Глава 3. Формы и способы защиты авторских прав в сфере деятельности средств массовой информации
3.1. Нарушения авторских прав в сфере деятельности средств массовой информации и формы защиты
На сегодняшний день, можно выделить две основные причины, обусловливающие проблемы реализации авторского права в сфере деятельности организаций СМИ.
Во-первых, это непрерывное развитие современных информационно-телекоммуникационных систем и цифровых технологий, которые не только открывают для организаций СМИ новые возможности оказания информационных услуг, но и вызывают неконтролируемое движение информации, объемы которой постоянно увеличиваются.
Во-вторых, нынешняя экономически сложная ситуация в государстве, побуждает отдельных недобросовестных субъектов информационного рынка экономить на заключении договоров для правомерного использования произведений и выплаты авторского вознаграждения, что приводит к неправомерному использованию чужих результатов интеллектуального труда.
Под неправомерным использованием произведения, как правило, понимают любое использование объекта авторского права как в рамках договора, так и вне договора, который нарушает имущественные права, а также личные неимущественные права авторов произведений.
В данном случае под нарушением в науке и правоприменительной практике понимают противоправное действие либо бездействие, посягающее на принадлежащее другому лицу субъективного интеллектуального права в виде полной ликвидации этого права либо ограничения свободы его реализации. Причем ограничение свободы допускается не только полностью или частично.
Проведя анализ юридической литературы по рассматриваемому вопросу в качестве подобных нарушений в сфере авторского права можно выделить:
– пиратство;
– плагиат;
– совершение действий, нарушающих личные неимущественные и имущественные права субъектов авторского права либо угрожающих подобным нарушением;
– ввоз на территорию РФ без разрешения правообладателя или автора их произведений, фоно-, видеограмм, программ вещания и т.д.;
– совершение действий, которые создают угрозу нарушений авторских прав;
– совершение умышленных действий по обходу технических средств защиты авторских или смежных прав (производство, распространение, ввоз для распространения, применение таких средств обхода);
– подделка, изменение или изъятие информации об управлении правами без разрешения субъектов авторского права;
– распространение, ввоз на территорию РФ для публичного распространения объектов авторского права и смежных прав у которых удалена или изменена информация об управлении правами.
В юридической литературе правонарушения классифицированы по определенным видам.
Под видом правонарушения в теории права понимаются однородные в соответствии с выбранным критерием классификации правонарушения. Различают правонарушения:
– по объектам посягательства;
– по субъектам;
– по распространенности;
– по признакам объективной и субъективной стороны;
– по процедурам рассмотрения и т.п.
В целом, если проанализировать определенные законодателем нарушения имущественных и личных неимущественных авторских прав, можно прийти к выводу, что они отличаются между собой объектом посягательства. Так, объектом посягательства являются авторские произведения и права на них (имущественные и личные неимущественные) .
В юридической литературе часто указывается необходимая предпосылка нарушения личного авторского права – действия, которые угрожают личным правам автора, или нарушают эти права. Но основное, чтобы действия были незаконными, то есть противоречили законодательству.
Нарушениями имущественных прав на объекты авторского права можно считать нарушения:
– исключительного права на использование произведения;
– исключительного права на разрешение или запрет использования произведения другими лицами.
Научная и учебная литература, материалы печати
1. Актуальные правовые аспекты современной практики международного коммерческого оборота: Сборник статей / М.П. Бардина, В.В. Безбах, Г.Н. Буднева и др.; под общ. ред. А.С. Комарова. М.: Статут, 2016. 272 с.
2. Алейников, Б.Н. Интеллектуальные права: понятие, соотношение с вещными правами /Б.Н. Алейников// Адвокат. 2016. № 7. С. 15-19.
3. Андреев Ю.Н. Судебная защита исключительных прав: цивилистические аспекты: монография/ Ю.Н. Андреев. М.: Инфра-М, 2011. 400 с.
4. Ахмедов Г.А., Войниканис Е.А и др . Основные тенденции развития права интеллектуальной собственности в современном мире, в том числе новые объекты интеллектуальных прав и глобальная защита/ Г.А. Ахмедов, Е.А. Войниканис. – М.: Москва, 2017.– 213 с.
5. Балдынова А.А. Споры по авторским правам на ПО, созданное в компании /А.А. Балдынова// Трудовое право. 2020. № 3. С. 77 – 85.
6. Близнец И.А Интеллектуальная собственность в современном мире: монография/И.А. Близнец. М.: Проспект, 2017. 688 с.
7. Близнец И.А. Регистрация авторских прав. Как защитить и доказать авторство? / И.А. Близнец// ИС. Авторское право и смежные права. 2020. № 6. С. 5 – 10.
8. Богданова О.В. Защита интеллектуальных авторских прав гражданско-правовыми способами: монография/О.В. Богданова. М.: Юстицинформ, 2017. – 212 с.
9. Богданова О.В. Авторство как краеугольная проблема авторского права /О.В. Богданова // Право и экономика. 2020. № 11. С. 48 – 52.
10. Богданова О.В. Плагиат как фундаментальная проблема авторского права /О.В. Богданова // Право и экономика. 2020. № 7. С. 67 – 73.
11. Бузова Н.В. Спортивные передачи: актуальные вопросы правовой охраны и защиты прав на них/ Н.В. Бузова // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 1. С. 195 – 213.
12. Бурмистрова С.А. Создание условий для реализации правовых интересов как способ их защиты / С.А. Бурмистрова // Журнал российского права. 2018. № 3. С. 17-27.
13. Вавилин Е. В. Осуществление и защита гражданских прав. Монография /Е.В. Вавилин. М.: Статут, 2016. 416 с.
14. Витко В. О признаках понятия "плагиат" в авторском праве / В.О. Витко // ИС. Авторское право и смежные права. 2017. № 3. С. 7 – 18.
15. Витко В.С. Понятие формы произведения в авторском праве/ В.С. Витко. М.: Статут, 2020. 268 с.