Найти в Дзене

Как один монах поменял музыку навсегда. Гвидо д'Ареццо

Оглавление

Сегодня мне хотелось бы посвятить свой рассказ итальянскому монаху-гению (иначе и не скажешь) по имени Гвидо д'Ареццо (или Гвидо Аретинский, как его ещё называли), который перевернул музыкальный мир с ног на голову. Родился он в 992 году и прожил до 1050 года. Это был выдающийся музыкант и учитель пения из города Ареццо.

Гвидо д'Ареццо. Источник https://rrnews.ru
Гвидо д'Ареццо. Источник https://rrnews.ru

Предыстория

Ранее, нотная грамотность ограничивалась григорианскими невмами, которые представляли из себя точки, черточки, запятые. Примерно так это выглядело:

Григорианское пение. Источник https://www.pravenc.ru
Григорианское пение. Источник https://www.pravenc.ru

Записи предназначались для вокалистов. Значки показывали куда движется мелодия: вверх или вниз, или же остается на месте. Но петь так было невозможно. Певцы постоянно путались. И этой путанице положил конец Гвидо д'Ареццо.

А вот так выглядели записи для певцов Древней Руси:

Крюковая запись знаменного распева древней Руси. Картинка взята из свободного источника Интернета.
Крюковая запись знаменного распева древней Руси. Картинка взята из свободного источника Интернета.

Чем-то напоминают григорианские невмы? Неправда ли?

Первые нотные линеечки

Гвидо нарисовал те самые первые линеечки для записи нот, по которым, как по ступенькам, вверх и вниз начали бегать музыкальные знаки. Изначально линеечек было четыре, а не пять, и каждая из них была разного цвета. Благодаря этим линиям каждая нота получила зафиксированную высоту, и музыканты смогли точнее воспроизводить мелодии.

Первая записанная музыка. Картинка взята из свободного источника Интернета.
Первая записанная музыка. Картинка взята из свободного источника Интернета.

Эти новые знаки-символы стали называться не невмами, как раньше, а нотами. Слово "нота" происходит от латинского "notatio", что означает «записывание, обозначение». Ноты можно размещать как на самих линиях, так и между ними. Они похожи на маленькие овалы, и их длительность определяется тем, какого они цвета - белые или чёрные.

Как появились названия нот

Чтобы ученики легче запоминали названия звуков, Гвидо предложил им выучить молитву-гимн в честь святого Иоанна, покровителя церковных певцов. Молитва содержала просьбу о сохранении силы голоса:

UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum
SOLve polluti
LAbii reatum
Sancte Ioannes

Гвидо сочинил для этой молитвы мелодию, в которой каждая строчка начиналась на ступень выше предыдущей. Начальные слоги этих строчек стали названиями нот: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Позже Ut заменили на Do, а для нового звука-ноты появилось название Si, составленное из первых букв словосочетания "Sancte Iohanne" (Святой Иоанн). Так и возник единственный международный язык - язык нот: ДО—РЕ—МИ—ФА—СОЛЬ—ЛЯ—СИ.

Как Гвидо обучал своих хористов

Гвидо использовал свою левую руку для указания нужных нот. Каждый сустав и кончик пальца означали определённый звук, и это позволяло ему показывать хору, какие ноты нужно петь.

Как ноты показывать с помощью рук. Картинка взята из свободного источника Интернета.
Как ноты показывать с помощью рук. Картинка взята из свободного источника Интернета.

Надо сказать, что когда я ходила в музыкальную школу, наш хормейстер таким же образом показывала нотки. Это очень удобно и наглядно как при распевках, так и при изучении нового материала! Ну-с, продолжим...

Кроме того, Гвидо придумал систему для обозначения длительности звуков. Незаштрихованный овал обозначал самый длинный звук - целую ноту. Овал с вертикальной линией (штилем) показывал, что звук в два раза короче - это половинная нота. Затем шли четвертные ноты (заштрихованный овал с хвостиком), восьмые, шестнадцатые и так далее. Каждый "хвостик" или поперечная черточка, соединяющая штили (вязка), показывал, как долго должна звучать нота.

Влияние на современную музыку

Таким образом, благодаря Гвидо д'Ареццо мы имеем современную систему музыкальной нотации. Его нововведения сделали музыку более доступной и понятной, позволив музыкантам точнее записывать и исполнять произведения. Представь себе, как бы звучала музыка сегодня, если бы не этот итальянский монах?! Ведь право заслуживает аплодисментов?! Запомните это имя!

Так что в следующий раз, когда увидите нотный стан, вспомните об этом выдающемся человеке, который сделал огромный вклад в мир музыки.

#историямузыки #омузыкесюлией #нотныйстан #ноты

Буду очень рада, если вы прочтете другие мои статьи и оставите свои комментарии! Ну и, конечно же, подписывайтесь на канал.

Другие статьи:

Происхождение музыки: зарождение. Часть I