Часть 1
К её большому облегчению она не забеременела. Бабушка и тётя видели, что с ней происходит что-то неладное, сестру двоюродную к Полине посылали, но она молчала и уверяла, будто с ней всё хорошо. Ей понадобился месяц, чтобы отойти от такого удара судьбы, как вдруг случился новый - умерла бабушка. Анфиса Ермолаевна следовала рекомендациям фельдшера, но, видимо, сердце и правда износилось. В последний день октября Полина проснулась и увидела бабушку, которая лежала на своей кровати, сложив руки на груди. Нос её был заострен, щеки впали, а кожа лица была бледной. Посмотрев несколько секунд на неё, Полина всё поняла. Она не кричала и не голосила, просто молча подошла к кровати, слезы струились по её щекам. Она наклонилась и поцеловала её в лоб, а после натянула на бабушку простынь.
****
После похорон прошло три дня, как вдруг на пороге у Полины появилась гостья. Это была Анастасия. Чтобы не привлекать внимания соседей и тётки, Полина завела её в дом.
- Зачем ты пришла? - удивилась Полина, наливая ей чай в металлическую кружку... - С мужем твоим я не виделась больше и желания такового не имею.
- Ты любишь его? - Настя с болью посмотрела на Полину.
- Уже нет, - покачала головой девушка. - Раньше думала, что люблю, но, узнав правду, возненавидела его всей душой.
Настя молча смотрела на неё и Полине вдруг стало жалко обманутую жену, но, взяв себя в руки, она посмотрела ей в глаза и тихо произнесла:
- Если ты думаешь, что я испытываю чувство вины или буду просить у тебя прощения, то зря... Я не виновата ни в чём перед тобой, оттого, что не знала о твоём существовании. Кабы Алешка правду сказал, я никогда в жизни с ним бы не связалась, так как тоже гордость имею и позор бы не стала на себя навлекать.
- Я верю тебе, - ответила Настя.
- Зачем ты пришла ко мне? - Полина смотрела ей в глаза и удивлялась, как они похожи.
- Потому что мне страшно. Я помню твои слова... Ты сказала, что если понесешь ребенка от Алёшки, то жизни ему не дашь.
- Успокойся, Настя, не тяжелая я. И больше ни ты, ни твой леший меня не увидите.
- Леший? - удивилась Настя.
- Да, я его так называла. - Полина рассказала, как они познакомились, а Настя не отрывая глаз смотрела на стену.
- Кто это? - она вдруг подскочила и подошла к снимкам, висевшим на стене.
- Это бабушка моя, умерла несколько дней назад. Правда, здесь она помоложе. А вот мама и отец. Мама в родах умерла, это её единственный снимок, здесь они с папой после свадьбы в городе делали фото. Это всё, что у меня от них есть. Отца своего я вовсе не помню, он уехал, когда я совсем крохой была и больше не возвращался.
- Этого не может быть, этого не может быть! - шептала Настя, а потом вдруг громко расхохоталась. У неё была истерика и Полина испугалась такой реакции. Что с ней? Схватив ковш, она черпнула им воды из ведра и вылила на Настю. Та вдруг притихла и ошалело уставилась на Полину.
- Что с тобой? - Полина испуганно посмотрела на неё.
- Со мной? А что может быть со мной, если сейчас на снимке я вижу своего отца, только молодым?!
- Чего ты мелешь? Совсем голова дурная? - Полина рассердилась.
- Твоего отца Василием звать? - вдруг спросила Настя. - Воробьев?
- Ну да, я Воробьева Полина Васильевна.
- Ну что же, позволь представиться и мне. - Настя встала и посмотрела ей в глаза. - Симонова Анастасия Васильевна, в девичестве Воробьева.
- Что ты хочешь этим сказать? -прошептала Поля.
- А то, что у нас не только один мужик на двоих, но и отец. Когда ты родилась?
- В феврале 1919 года.
- А я в октябре 1920 года, - ответила Настя.
- Всё правильно, я видела документы отца, он уроженец этой деревни. А сейчас работает в колхозе "Труд". Но он говорил, что у него родных не осталось, вот мы никогда здесь и не были. Но как же так, а?
- Постой, тебе всего восемнадцать лет и ты уже жена и мать?
- Верно, - кивнула Настя. - Отец Алексея, мой свёкор, друг нашего отца. Мы с Алешкой с детства вместе, хоть он и старше на четыре года. В прошлом году нас поженили, чему мы были очень рады. Я люблю Алёшку и думала, искренне верила, что и он меня любит... Сына вот ему родила, понесла сразу после свадьбы.
- Он любит тебя, я уверена. - Полине вдруг стало её жаль. - Видимо, пока ты была беременна, он решил гульнуть, да так, чтобы ты не узнала.
- Да... Только вот не знал он, что ты моя сестра, - грустно ответила Поля.- Но не пойму, как так вышло...
- Зато я понимаю, - ответила Поля и села на лавочку у печи. - Маму он мою не любил, свадьба по сговору была. Когда я родилась, он не знал, что делать с маленькой дочкой, вот моя тётя и взяла всё в свои руки. Она меня выкормила, а отец, воспользовавшись тем, что дочь под присмотром, уехал, будто бы на заработки. Видимо, он не так уж далеко и уехал...
- Да.. И не так уж долго он скорбел по твоей маме, потому что женился он на моей матери в сентябре 1919 года, в октябре 1920 и я на свет появилась.
- Скажи.. - минуту помолчав, спросила Полина. - Он хоть раз говорил о том, что был женат?
- Этого я не знаю, - покачала головой Настя. - Мама, быть может, знала, а мне не ведомо это было.
- А с мамой твоей он счастлив?
- Мамы нет, - Настя тихо вздохнула. - Видимо, нашему отцу на роду написано быть вдовцом. Мамочки не стало четыре года назад. У меня братик был, Андрюшка, утоп он в реке, ногу свело судорогой и он на дно пошел. Вот мать обезумела от горя, быстро слегла, умом тронулась, а на сороковину и её не стало.
Поля не знала, что сказать, она сочувственно посмотрела на Настю, с трудом осознавая, что перед ней сидит её сестра. До этого момента у неё были близкие люди, была бабушка, которая умерла, есть тётя, есть двоюродные братья и сестры. Но вот сейчас она узнает, что у неё есть родная сестра. А сколько у них общего - отец общий, обе потеряли матерей. Да вот насмешка судьбы - они любили одного человека.
- Я пойду, Полина. - Настя встала и направилась к двери, а Поля пошла за ней.
- Настя... Ты семью сохрани. Ну, гульнул мужик, с кем не бывает. Ты о сыне подумай, ему отец нужен. Алексей оступился, но, думаю, и для него это стало уроком. Обещаю - меня он больше не увидит.
- Я не собиралась рушить семью, - Настя грустно улыбнулась. - Ради сына я его простила. Я пробовала уйти от него, но отец меня не поддержал, сказал, что без мужика туго растить ребенка. И я вернулась. По правде сказать, я люблю Лёшу и другой мне не нужен.
- Наш отец знает, о чем говорит, - ехидно улыбнулась Полина.
- Да уж. - Настя покачала головой.
Настя уже подошла к калитке, как Поля попросила:
- Настя, раз уж мы знаем правду, и если ты не держишь на меня обиду и зло, ты навести меня, принеси сына, я познакомлюсь с племянником.
- Знаешь... - Настя потянула на себя калитку. - Я ненавидеть тебя должна вроде, а вместо этого вдруг испытываю совсем другие чувства. Потому что ты не виновата, ты не знала. А еще, потому что ты моя сестра!
- До встречи, Настя, - улыбнулась Полина.
Когда она ушла, девушка облокотилась о столбик во дворе и тихо повторила слова Насти:
- Ты не виновата, ты не знала...
Затем от себя добавила:
- Леший водил...
****
На следующий день Полина вышла из дома и стала вытряхивать половик, как вдруг увидела у калитки мужчину. Что-то знакомое было в его лице.
- Вам кого?
- Видимо, тебя. Ты ведь Полина?
Вглядываясь в его лицо, девушка поняла, кто перед ней. Значит, Настя сказала отцу, что познакомилась с ней.
- Верно, я Полина. Но в толк не возьму, что вам здесь понадобилось?
- Дочка, я поговорить хотел, прощения попросить... Знаю, виноват, но кто не ошибается? Давай поговорим как взрослые люди.
- Вы верно говорите, - она вскинула голову и убрала прядь волос, упавшую на лицо. - Кто не ошибается? Все совершают ошибки. Но я никак понять не могу одну вещь... Как можно жить рядом с дочерью, вот, буквально через лес, часа полтора ходьбы, но ни разу за девятнадцать лет не навестить её?
Он опустил голову, а Полина не стала ждать ответ, она свернула половик и, посмотрев на мужчину, громко и отчетливо произнесла:
- Проходите мимо, товарищ, вам здесь не рады.
Захлопнув дверь, она закрыла её на засов, затем подошла к окну и, не отодвигая тюль, смотрела во двор. Василий постоял, потоптался, затем вышел на улицу. Жгучие слезы потекли из глаз Полины. Если бы не Настя, если бы она ему не сказала о том, что встретила сестру, он бы никогда не пришел. Помнил ли он о ней, думал ли когда-то о ребенке, которого видел почти два десятка лет назад? Почему он воспитывал одну дочь, а другую вычеркнул из своей жизни? Сейчас Настя - голос его совести. Да только вот Полине он уже не нужен.
****
Прошло три года. Всё это время Настя иногда приходила к Полине, вопреки недовольству Алексея. Его, кстати. Полина больше и не видела. Как и Василия. Насте она заявила, что видеть отца не желает. Вот так и прошли эти годы - время от времени сестры виделись, Поля видела, как растет её племянник, как он похож на своего отца - голубые глаза, буйные кудри на голове и курносый носик. Макарушка радовался при встрече с тётей, она нравилась ему, а Полина в свою очередь души в нем не чаяла.
Полина и сама хотела создать семью, но в деревне не из кого было выбрать - либо женатые, либо те, кто был не по душе ей. Разве охота быть женой гуляки и рубахи-парня, который не прочь выпить и покуражиться?
Не думала она тогда, что у судьбы на неё совсем другие планы...
*****
Июнь 1941 года стал роковым для жителей всей страны. Каждый тогда испытывал страх, а еще лелеял в душе надежду, что всё это ненадолго, что уже к концу лета, ну, максимум, к зиме, ноги фрицев не будет на Советской земле.
В начале июля к Полине пришла Настя, зареванная вся и сообщила, что Алексея призвали. Но и отец отсиживаться не стал. Василий сам пошел в военный комиссариат и записался в добровольцы. Полина тогда предложила Насте перейти жить к ней, на время, пока мужчины не вернутся домой. Настя не согласилась, у нее была работа в колхозе. Видя состояние сестры, Полина предложила на время забрать племянника к себе.
- Ты справишься? - спросила зареванная Настя.
- Справлюсь, он у тебя мальчик послушный, смышленый.
Настя думала недолго, уже через две недели привела Макара с вещами.
Отчего-то вид у нее был странный, но Полина подумала, что она просто боится за мужа и за отца. Полине переживать было не за кого - Алексея она так и не простила, да и отца не знала и теплых чувств к нему не испытывала.
На следующий день, разбирая вещи Макарушки, она вдруг увидела листок бумаги. Развернув его, она начала читать и дрожь пробежала по её телу.
" Полюшка, сестричка моя. Ты прости меня, мой родной человек. Я люблю его, понимаешь? Я простила ему всё... Тоска сжирает меня изнутри, будто гусеница поедает лист. Я не могу больше вот так, каждую минуту думать о том, как там мой Алексей... Выть хочется от боли и тоски. Я приняла страшное решение, возможно. Но это мое решение! Я записалась на курсы медсестер, меня приняли. Мы с Лешенькой будем служить вместе, я смогла уговорить товарища майора. Ты скажешь, что я плохая мать... Возможно. Но я оставляю Макарушку тебе, ты ему родная тетка, не чужой человек. Вы здесь, вдалеке от линии фрoнta и вам ничего не грозит. Я знаю, что сын мой в безопасности рядом с тобой. Прошу тебя, прости меня за мой поступок. С любовью и тоской пишу тебе эту записку. Прости меня."
Полина покачала головой, а потом, глядя в окно, подумала... А как бы она вела себя на месте Насти? Вот если бы Алексей был бы её мужем, если бы она его любила, пошла бы за ним? Поля вспомнила, с каким нетерпением она ждала выходной, чтобы увидеть его, как бежала к нему на встречу... И ответить не могла на свой вопрос.
Свернув листок, она посмотрела на племянника.
- Прорвемся, Макарушка, прорвемся. И родители твои вернуться, ничего с ними не сделается. А мы их подождем...
****
Прошел год, за ним второй, но хороших новостей не было. Настя писала письма, а вот как Василий там, Полина не знала. За это время она в душе молилась и за сестру, и за зятя, и за отца, которому она была не нужна. Главное, чтобы вернулись домой, а дальше уж судьба рассудит.
Но она рассудила по-своему...
В январе 1943 года в дом к Полине пришла женщина в черном платке. Поля её знала - это мать Алексея. Дедушка и бабушка Макара иногда приходили, навещали внука, но не забирали его, потому что Настя пожелала, чтобы Макарушку тётя воспитывала. Да и некуда было его забирать - в доме жил брат Алексея, Степан, с женой и двумя детьми, так же их две сестры. Все друг у друга на головах. Но, увидев Екатерину Сергеевну, Полина испугалась. Она все поняла...
- Кто? - Полина чуть не кубарем спустилась с крыльца.
- Алешка и Настенька. Вместе, сразу же... Похоронка на них пришла и письмо от сослуживца.
Женщина рыдала, привалившись к забору, а Полина опустилась на колени и жалобно завыла. Пятилетний Макарушка вышел из дома, увидев бабушку, он бросился к ней, но не мог понять отчего она плачет, почему его тётя сидит на земле и раскачивается, как неваляшка...
****
1944 год. Ранним утром, вернувшись с дойки, Полина увидела мужчину. С трудом она узнала его - это был Василий. Грубить и выпроваживать его она не стала, в душе даже почувствовав облегчение от того, что он жив. Она стояла и смотрела на него, пытаясь решить, как себя повести. Он глупым не был, сделал шаг вперед и тихо произнес:
- Я просто хочу внука видеть, большего не надо. Макарушка и ты - это все, что у меня в этой жизни осталось. Хотя возможно, ты с этим не согласишься, ведь ты не сможешь простить меня, да я и сам себя никогда не прощу. Только дозволь внука видеть. Дозволь, дочка...
В его голосе было столько боли и тоски, что Полина, почувствовав ком в горле, шепотом произнесла:
- Иди в дом, я кашу сварила, горячая еще, с Макарушкой позавтракаете.
ЭПИЛОГ
Она все же нашла в себе силы простить отца. Не сразу, спустя года полтора она поняла, что нужно отпустить обиду. Кому от этого легче? Никому... Макар любил дедушку, а тот в нём души не чаял. Ей было все труднее и труднее объяснять ребенку, почему она не разговаривает с дедушкой, хоть он и называет её дочкой. Ради Макара она простила отца, со временем поняв, что он испытывает чувство вины перед ней и очень жалеет о своём предательстве. Каждому человеку нужно давать еще один шанс и она отпустила обиду, тем более, к тому времени она уже была счастлива - в 1946 году в село приехал счетовод Евгений. Любовь была, как говорили, с первого взгляда. Уже через два месяца он позвал её замуж и Полина с радостью согласилась.
Хоть и растила она Макара как мать родная, но он знал, кто его родители, что они отдали свою жизнь за Родину.
Спасибо за то, что прочитали мой рассказ. Другие истории можно найти в НАВИГАЦИИ ПО КАНАЛУ.
136