Во время прогулки по Васильевскому острову встретила не здание, а настоящий дворец. Обычно сейчас в таких размещают различные управления госструктур, комитеты, дома культуры...Но у высоченной двери не было никаких ни табличек, ни указателей.
Неужели жилой дом?
Решила проверить. Мой ключ от домофона подошел. Зашла.
Три подарка в парадной
В полумраке холла едва можно было различить узкий арочных вход, который заканчивался лифтом и лестницей наверх. По первым признакам – парадная непростая. Мне повезло!
В абсолютной тишине поднялась на второй этаж. Издалека показалось, что впереди меня ждут витражи. Но нет – цветастая наклейка. Кстати, очень популярная на петербургских площадках.
Лестница поразила меня своими коридорами-ответвлениями. Очень интересная задумка. Из окон этих галерей можно посмотреть и на Малый проспект, и во двор. В них много света и какой-то петербургской душевности, что ли.
Еще один сюрприз меня ждал выше – старинные двери. Громадные. Деревянные. Над ними до наших дней сохранились картуши. Увы, не везде. Грустное впечатление оставляют и мотки проводов, которые опутывают стену, словно паутина.
Тишина в парадной сохранялась недолго. Вскоре то и дело стали входить-выходить жильцы. Одна дама покинула (видимо, коммунальную) квартиру, чтобы поговорить по телефону в одной из галерей. Это несколько замедлило изучение парадной – решила при ней не фотографировать окна и ждала, когда она договорит. Потребовалось время. И немалое. Но судя по тону – женщина была не в духе. Не хотелось попасться ей под горячую руку.
Телефонные баталии стихли, и я поднялась на следующий этаж. Снова подарок от архитектора – витражи на окнах. Но это не совсем типичные витражи – они бесцветные. При их создании было использовано фактурное стекло.
Как пишут специалисты проекта «Витражи Санкт-Петербурга», здесь их сразу три вида – с регулярным мелко-волнистым рисунком, с нерегулярным волнистым рисунком и в рельефную квадратную клетку.
Покидая дом, совсем случайно оглянулась назад и заметила в темном закутке печь. Увы, из-за лифта ее почти не видно. И состояние ее не радует. А ведь раньше, наверное, была красивой...
Итак, в чьем же доме мы побывали?
Две трагедии и одна тайна
Петербурге его называют по двум хозяевам – «Дом Макарова-Бернштейн». Доходный дом появился в 1869 году. Проектом руководил архитектор Генрих Прагн. По его задумке здание было трехэтажным.
Новый владелец решил увеличить высотность. Где-то читала, что это была некая Софья Бернштейн. Однако другие источники склоняют эту фамилию так, будто она принадлежала мужчине. Склоняюсь к версии, что владельцем был все-таки купец. Если вам что-то известно об этом – напишите в комментариях, пожалуйста.
Надстройкой новых этажей занимался архитектор Яков Гевирц. Это было в 1912 году. Во время этих работ произошла трагедия – о ней написали в газете «Новое время»:
«Утром 24 августа, почти одновременно с катастрофой в доме Астратовых, произошла катастрофа в доме 60-12 по 5-й линии В.О. Дом этот принадлежит купцу Бернштейну и с вечны этого года акционерным обществом «Строитель» здесь производятся надстройки трех верхних этажей над старых трехэтажным домом. Когда рабочие находились на высоте 4-го этажа, неожиданно послышался сильный треск. Часть рабочих бросилась к окнам и ухватилась за карнизы, трое рабочих не смогли сделать этого. Почти в тот же момент на протяжении нескольких саженей со стороны фасадного корпуса леса рухнули со страшной силой вниз, увлекая за собой троих рабочих. Из извлекли из-под груды строительного материала в бессознательном состоянии. Один из них отделался легкими ушибами, а двое других, Ал. Алехин, 42 л, и Ал. Кочнев, 35 лет, получили тяжкие увечья и были перевезены в больницу св. Марии Магдалены. Причина катастрофы точно не установлена».
Еще одна трагедия случилась с домом в уже советское время, точнее – в Великую Отечественную войну. В дом попал снаряд. Была сильно разрушена крыша и верхний этаж правой части.
Дом восстановили. К счастью, при ремонте декор парадной сохранился. Пусть и дожил до наших дней в несколько удрученном виде. Кстати, в 2021 году дом Макарова-Бернштейн был включен в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».
Жильцам повезло – в некоторых квартирах до сих пор сохранились мраморные колонны и печи.
К слову, некоторые жильцы – сами были достойным украшением дома.
Имена, украсившие дом
Например, здесь жил основатель женских бестужевских курсов – Константин Бестужев-Рюмин. А в квартире №5 жила любовь Осипа Мандельштама – Саломея Андронникова. Об этом пишет Вячеслав Недошивин в своей книге «Прогулки по Серебряному веку. Санкт-Петербург»:
«Жила на Васильевском острове (5-я линия, 62, кв. 5), там и был ее «салон» в 1910-х годах. У Андрониковой бывали здесь Стравинский, Ахматова, Судейкина, Гумилев, Тэффи, даже, утверждают, Цветаева, которая, как известно, особенно сойдется с ней в эмиграции. И может, чаще других – Мандельштам... Именно она, Саломея, станет, по словам Ахматовой, второй большой любовью Мандельштама. Ее, напишет Ахматова, Осип «обессмертил» в книге Tristia – «Когда соломинка, не спишь в огромной спальне…» «Я помню», – подтвердит эту великолепную спальню Саломеи на Васильевском…»
А в советские годы (зимой 1963 года) в квартиру 17 въедет семья будущего барабанщика группы «Кино» и художника – Георгия «Густава» Гурьянова. Семья проживала в двух комнатах большой коммуналки до 1974 года – потом они получили квартиру в Купчино, вспоминал сам Гурьянов в своей книге «Я и есть искусство».
А сейчас, кстати, здесь находится дверь настоящего болельщика ФК «Зенит»!
Трагедии и творчество. Разруха и роскошь. Вот такой вот дом противоречий!
📍Адрес: 5-я линия В.О., 62
Спасибо за ваше внимание и время! Надеюсь было интересно! Подписывайтесь на канал, если не хотите пропустить новые прогулки по петербургским домам.
Внимание, важно! Материалы каналов, на которые вы подписаны, больше не отображаются у вас в общей ленте. Чтобы у знать о новый публикациях – лучше заглядывать в раздел «Подписки».
Ранее показывала дом на улице Марата, который открывает посетителям дверь в Париж. Как так? Рассказываю в этом материале.