Найти в Дзене
ТыжИсторик

История архитектуры: колонна

Оглавление

Автор nekojiru

Колонна - это архитектурный элемент, представляющий собой вертикальную опору цилиндрической формы. Квадратный столб называется пилоном, в этом вопросе есть нюансы, но в них пусть разбираются профессиональные архитекторы.

Конструкция колонны

По конструктивному применению колонны подразделяются на:

  1. несущие (поддерживают свод, антаблемент, балки перекрытий, помимо обязательной несущей функции, имеют функцию декоративную)
  2. связанные (полуколонны и трехчетвертные колонны, которые выступают над поверхностью стены на ½ или на ¾ своего объема соответственно, могут иметь несущую нагрузку, а могут быть только декоративными)
  3. служебные (приставные колонны, поддерживающие пяту арки или нервюру свода, выполняют несущую функцию, декоративная необязательна)

Архитектурные ордер состоит из трех частей:

  • постамента (стереобата)
  • несущей части (колонны)
  • несомой части (антаблемента)

Антаблемент в свою очередь тоже состоит из трех частей: архитрава, фриза и карниза. Об антаблементе подробно стоит разговаривать при изучении архитектурных ордеров, а колонна вольна поддерживать и арку, и свод какой. Остановимся на ней.

Составные части колонны:

  • База, распределяет и передает вес колонны на стереобат. Может отсутствовать, например в греческом дорическом ордере, в римском варианте дорического ордера база появляется.
  • Фуст, или ствол колонны. В колоннах дорического ордера ярко выражен энтазис - уменьшение диаметра фуста кверху. Он имеет исключительно зрительное, пластическое, а не конструктивное значение. Фуст состоит из цилиндрических секций - барабанов. Вертикальные желобки на фусте, маскирующие швы между барабанами, называются каннелюрами.
  • Капитель, верхняя, самая выразительная в художественном плане часть колонны. Она принимает и распределяет нагрузку от арки, свода или антаблемента. Состоит из абаки, верхней части, обычно маловыразительной, и эхина, внешний вид которого зависит от ордера.

История колонны

Древний Египет

Пока первым фактом в истории применения каменных колонн считаются колонны в пирамиде Джосера архитектора Имхотепа в 2650 году до н.э. В дальнейшем колонны активно использовались в древнеегипетской архитектуре, часто они декорировались природными мотивами (под ветви пальм, тростник или цветы лотоса)

Египетские колонны
Египетские колонны

Античность

Египетские зодчие безусловно повлияли на древнегреческих архитекторов, однако, жители Эллады разработали и привнесли в мировую архитектуру уникальную ордерную систему. В каждом ордере масса отличий, которые во многом заключены в антаблементе, но есть разница и в высоте колонн, и в по пропорциям каждой из частей колонны; но все-таки самое выразительное и легко определяемое различие заключается в форме капители.

Капители тосканского, дорического, ионического, ионического усложненного варианта, коринфского и композитного ордеров
Капители тосканского, дорического, ионического, ионического усложненного варианта, коринфского и композитного ордеров

Форма капители в трех греческих ордерах:

  • дорический (криволинейный скругленный эхин простой формы и крупная квадратная абака)
  • ионический (массивный эхин, украшенный волютами - завитками, и тонкая абака)
  • коринфский (эхин в форме корзинки, обильно украшенный листьями аканта и небольшая абака).

Теоретики эпохи Возрождения выделяют еще тосканский ордер, который возник на рубеже I века до н.э. и I века н.э. и являлся наследием этрусков. Тосканский ордер еще проще, чем дорический: он отличается гладким фризом, отсутствием каннелюр и наличием базы.

Римлянам очень понравился коринфский ордер, они активно эксплуатировали его в своей архитектуре, хотя не брезговали и другими. Они также придумали композитный ордер, соединив в нем все самое красивое - и волюты, и листья аканта. Римским изобретением стала римская арочно-аркадная ячейка - элемент, широко использовавшийся в создании крупных общественных сооружений.

Ордерные аркады. Руины театра Марцелла
Ордерные аркады. Руины театра Марцелла

По своей конструктивной сути это были аркады на пилонах (или аркада на импостах), поскольку нагрузку несли именно массивные опорные столбы - пилоны, а колоннам досталась лишь декоративная функция.

Аркада на колоннах в соборе св. Софии в Константинополе
Аркада на колоннах в соборе св. Софии в Константинополе

Незадолго до образования Византийской империи в 395 году, в Риме разрабатывают и начинают использовать аркады на колоннах. Этот архитектурный элемент будет широко использоваться в Византии и странах, на которые Византия имела влияние.

Средние века и Возрождение

В романской архитектуре (в Раннем Средневековье) главными несущими конструкциями были стены, в эпоху готики (в Позднем Средневековье) им на смену пришла система контрфорсов и аркбутанов. Возрождение возвращает интерес к колоннам, правда используются они приемущественно в виде аркады на колоннах.

Маньеризм и Барокко

Оба стиля характеризуются буйством декора, отразилось это и на колоннах. Для XVI-XVII веков характерны ассиметричные и атектонические спиральные колонны, канделябровые (балясовидные, похожие на огромные балясины) колонны, не имеющие несущей функции.

Канделябровые колонны
Канделябровые колонны

Классицизм

Вилла Ротонда, архитектор Андреа Палладио, 1591 г.
Вилла Ротонда, архитектор Андреа Палладио, 1591 г.

Это время настоящего ренессанса ордерной системы, когда античные традиции стали основой архитектурной системы.

Модерн

Колонны в стиле модерн
Колонны в стиле модерн

Для этой эпохи характерен поиск новых форм, эклектика, сочетание восточных и западных архитектурных традиций. В колоннах используются асимметричные формы. Муфтирование, чередование цилиндрических и прямоугольных блоков, применялось в разных архитектурных стилях, но рустованные (муфтированные) колонны широко распространились в середине XIX столетия и по сей день популярны.

Самара, здание построено в 1938 - 1939 гг.
Самара, здание построено в 1938 - 1939 гг.

Отдельностоящие колонны

С самых древних времен человечество использовала колонны не только как декоративные или несущие элементы здания. Отдельно стоящие колонны могут быть религиозными (в Древней Индии, в Древнем Египте, в Персии), триумфальными (посвященными победе или какому-либо государственному деятелю), ростральными (украшенные “рострами” - носами кораблей). В Европе в эпоху барокко распространяются “чумные столбы” - пышно украшенные колонны, увенчанные статуей девы Марии, их посвящали избавлению от мора или прекращению войны.

Ростральные колонны Санкт-Петербурга
Ростральные колонны Санкт-Петербурга

И не забывайте про наш телеграм-канал