Для многих до сих пор остаются загадкой такие понятия, как “эмпатия” и “эмоциональный интеллект”. А между тем, это столпы, на которых строится здоровое и гармоничное взаимодействие. Будь то межличностное общение на бытовом уровне или профессиональный контакт.
Оба этих понятия объединяет, по сути, живая эмоциональная реакция на жизнь. Не стереотипный заученный автоматизм, а проявление эмоционального отношения к происходящему – к конкретному человеку, событию или ситуации.
Давайте посмотрим, что по этому поводу говорит психология.
В психологии эмпатией называют способность замечать и понимать чувства окружающих людей, сочувствовать им или разделять их.
Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим.
Способность управлять собственным эмоциональным откликом на происходящее, а также своими навыками – это элементарная самоорганизация.
Самоорганизация – сознательная и произвольная деятельность человека, направленная на упорядочение и организацию собственной жизни. Иными словами, это процесс совершенствования личности как динамической системы самим субъектом.
То есть, мы приходим к выводу, что рост и развитие индивида как личности, его самоактуализация, возможны только при наличии эмпатии и эмоционального интеллекта.
Интересно, не правда ли? Так часто мы недооцениваем эмоциональную составляющую личности, некоторые даже считают слабостью проявление эмоций в принципе, а уж тем более сочувствие, сопереживание, эмпатическое участие или попросту поддержку и внимательное отношение к людям и ситуации.
На самом деле, это мягкое проявление силы. Если человек способен к самонаблюдению и к чуткости к событиям – это огромный талант. И называется он – эмоциональный интеллект. Кстати сказать, на данный момент в психологии общий уровень интеллекта рассчитывается как умственный интеллект (IQ) плюс эмоциональный интеллект (EQ).
Кроме того, эмоциональный интеллект – это способность удивляться. Это отсутствие ригидности, закостенелости мышления. Это возможность взглянуть на проблему с нового угла зрения, способность вместо ошибки увидеть элементы для роста и развития.
Так долго можно перечислять, на что способен человек с развитой эмпатией и эмоциональным интеллектом!
Главное другое – то, что это дар мягкой, но очень мощной силы. Это как вода, которая своей гибкостью и всепроникаемостью умеет мягко, но напористо двигаться вперед, никогда не останавливаясь. Так и эмоционально зрелый человек всегда на пути развития. Потому, что у него есть для этого его талант – быть мягкой силой. Пока другие пытаются собрать нечто из обрывков логики и фактов, одаренная EQ личность, уже видит проблему целиком, анализ деталей проходит молниеносно, так как при этом даре тонкие, незамеченные другими, детали подмечаются постоянно, процесс подбора пазлов к картинке перманентен.
В контакте с другим эмпатия и эмоциональный интеллект позволяют быть чуточку впереди, поскольку видит такой эмоционально одаренный индивид больше и тоньше. Тонкое видение дает возможность предугадывать на шаг вперед, чувствовать потребности и мотивацию другого человека. Иногда говорят о чтении мыслей. Так вот эмоциональный интеллект – это чтение мотиваций, а это гораздо серьезнее. Мысли мелькают в голове и часто меняются. Мотивация сохраняется дольше. Понимая мотивацию другого, можно сформировать свое поведение более грамотным и корректным образом. Такой навык очень важен для сплочения коллектива. Эмоциональный интеллект необходим в профессиях, так называемых “Человек – Человек” по Е.А.Климову. “Человек — Человек” — профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические, медицинские, психолого-социальные профессии, профессии сферы услуг и другие.
Это относится и к руководителям. Не обладая эмпатией и эмоциональным интеллектом, нельзя руководить людьми. Сейчас эту функцию часто делегируют HR-директорам. Хотя, например, известный американский писатель и бизнес-консультант, специализирующийся на улучшении эффективности менеджмента, Ицхак Адизес считает, что идеальный руководитель состоит из 4-х функций, одна из которых – интеграция – напрямую связана с присутствием EQ.
Эмпатия и эмоциональный интеллект – тема обширная, перспективная, набирающая обороты в современном мире. Владение эмпатическим восприятием и EQ – пропуск в новый строящийся уже сейчас на наших глазах, замечательный мир, где есть место не стареющим никогда гуманистическим принципам общения между людьми. Людьми, желающими жить и работать в гармоничном пространстве творчества, любви и созидания.
Автор: Толмачева Ольга Александровна
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru