Гран-при Бельгии завершился победой британского пилота Джорджа Рассела. Он выдал хороший темп для старых шин, удачно контролируя расход, и не пропустил партнера по команде вперед. По итогам гонки он был дисквалифицирован, а победа присвоена Льюису Хемильтону. Таким образом Рассел стал 6-ым в истории победителем гонки, лишившимся победы после завершения Гран-при. Всему виной - недовес. Что это такое?
⚠️ В технических правилах формулы (ст. 4.1) сказано, что масса болида без топлива не должна быть меньше 798 кг (болид+пилот). По итогам взвешивания болид Джорджа весил 796,5 кг. Разбираем факторы, потенциально повлиявшие на такой исход (официальных подтверждений от команды по той или иной версии нет)
1. Расход шин. Джордж провел гонку на одном пит-стопе, проведя 34 круга на одном комплекте резины. Все возможные слои при такой нагрузке стерлись практически подчистую. Из-за этого масса шин существенно снизилась, что влияет на общую массу болида. Вполне реальная версия, так как каждая покрышка должна потерять в весе всего около 400 грамм. Однако помним, что контролю на данное техническое правило подлежат все болиды - взвешивают всех пилотов и болиды, и тот же Алонсо на одном пит-стопе никаких дисквалификаций не получил.
Плюс к этому добавляем фактор, что из-за длины трассы в Спа нет круга почета (или круга охлаждения), на котором пилоты могут собрать разбросанные по трассе куски резины, которые называются "червячками", (легальный способ добора веса, который используют все команды).
На фото видим классическое состояние покрышек с собранными с трассы "червячками". Поскольку круга охлаждения у Джорджа не было, харды британца выглядели вот так:
Ну и кроме того, на последних кругах Джорджу пришлось выжимать максимум из самих шин для сохранения лидерства. Льюис догонял партнера, снимая по 0,4 с каждого круга. Пришлось атаковать на поворотах и по максимуму использовать батарею, что отрицательно сказывается на контроле расхода. Здесь нужна ремарка, что Рассел свой лучший круг по времени поставил на последнем круге гонки (47.11 сек). Но покрышки уничтожил полностью.
2️. Обновление днища. Черные стрелы привезли обновление - днище с увеличенной прижимной силой. Не получив темпа на тренировке в субботу (Рассел - 7, Хемильтон - 13 время), инженеры откатились на старый вариант конфигурации, с которым в итоге поехала команда Тото Вольфа. По этой причине мог иметь место просчет по расходу топлива и покрышек со старым днищем. Само днище тоже весит по-разному поэтому, отсюда следующий пункт.
3️. Балласт. Не исключен вариант, при котором в машину Рассела могли банально не положить балласт, который закладывает команда инженеров. Под балластом понимаем и специальные грузы, которые помещают в болид, и само топливо (добавляет вес). Разумеется, имеется в виду их соотношение, так как чего-то может быть больше, чего-то меньше
На картинке видим, где размещаются балласты во внешней части болида. Они представляют собой небольшие металлические элементы, расположенные на переднем антикрыле и на планке в днище. Изготавливаются они из прочных металлов, например, как тантал, плотность которого составляет 16,65 г/куб.см
Современные машины, благодаря такой конструкции, могут получать до 150 кг веса! Размещены они таким образом, чтобы не портить аэродинамику болида, но при этом существенно добавляли вес для соблюдения статьи 4.1 технического регламента.
Балласты закреплены не только снаружи болида, но и внутри под сидением пилота.
Мы помним, что Льюис Хемильтон в ходе гонки по радио жаловался команде на некую болтающуюся под ногами вещь. Что это может быть помимо грузов? Можно предположить, что это было проблемной зоной на обоих болидах, а Расселу его просто забыли установить.
Эти 3 фактора по отдельности или все одновременно решили исход Гран-при. Конечно, остается много вопросов относительно того, как такое могло произойти в опытнейшей команде. Официальных ответов мы можем и не получить, но тем лучше - есть, чем занять себя в летнюю паузу.