Хотя его происхождение восходит к концу 1940-х годов, Chieftain был запущен в производство только в 1963 году. Задуманный как замена серии Centurion, Chieftain продемонстрировал новые рубежи в дизайне британских основных боевых танков.
Когда основной боевой танк Chieftain попал в передовые бронетанковые подразделения в разгар холодной войны в середине 1960-х годов, британская армия, наконец, получила в свое распоряжение бронетехнику, не уступающую лучшим из ее противников по Варшавскому договору, а именно Т-54/55 и замалчиваемый Т-62 с его 115-мм гладкоствольной пушкой, которая вызвала беспокойство у военных экспертов НАТО.
На самом деле, британские конструкторы танков приняли близко к сердцу уроки, извлеченные из ожесточенных боев Второй мировой войны. Более тяжелое вооружение, лучшая скорость и надежная броневая защита были необходимыми условиями для создания любого нового танка, который заменит эффективную серию Centurion и позволит британским танкистам уверенно противостоять советским бронетанковым частям. В "Вожде" британцы достигли всего этого и даже большего.
Технические характеристики нового британского основного боевого танка были утверждены в 1958 году, а три года спустя Leyland Motors построила первый прототип, который впоследствии стал Chieftain. В 1963 году британская армия приняла на вооружение первый серийный Chieftain, неповоротливое 54-тонное чудовище, которое сразу же вызвало некоторые опасения у полевых командиров по поводу его маневренности на пересеченной местности.
Эти опасения вскоре развеялись, поскольку мир обратил внимание на другие тактико-технические характеристики мощного Chieftain, который вскоре был признан самым тяжеловооруженным танком, стоявшим на вооружении где бы то ни было до более позднего появления немецкого Leopard 1. До конца 1980-х годов варианты Chieftain служили костяком британских бронетанковых подразделений, дислоцированных в составе сил НАТО на европейском континенте.
Наблюдатели сразу же осознали значение главного оружия Chieftain - 120-мм нарезной пушки Royal Ordnance L11A5, которая в конечном итоге стала стандартным калибром танков НАТО времен холодной войны. В частности, оружие должно было демонстрировать способность пробивать броню противника на большей дистанции, чем любой другой доступный танк. Ранние Chieftains полагались на 12,7-мм пушку, стреляющей трассирующими снарядами, для обозначения целей основного орудия; однако это было быстро заменено оборудованием лазерной дальнометрии. L11A5 получил широкую известность благодаря своей пробивной способности, скорострельности от шести до 10 выстрелов в минуту.
Изначально Chieftain оснащался дизельным двигателем мощностью 436 кВт (584 л.с.), который быстро сочли неподходящим для тяжелого танка. Следующим серийным двигателем стал 12-цилиндровый силовой агрегат Leyland L-60 № 4 Mark 8. Однако у L-60 были свои проблемы. 54-тонный (53,1-тонный) Chieftain иногда проявлял неповоротливость на труднопроходимой местности, а двигатель был признан ненадежным, с частотой поломок, приближающейся к 90 процентам установленных двигателей. Были устранены неисправности привода вентилятора и гильзы цилиндра, а трубопроводы были заменены, чтобы улучшить характеристики L-60.
Броневая защита Chieftain была изготовлена из однородной литой и сварной никелевой стали, в то время как башня также была литой и сварной, с добавлением накладных панелей из стали и керамического композита на последующих вариантах. Толщина в определенной степени остается засекреченной, но оценивается в 203 мм на переднем гласисе; боковые юбки защищали колеса и подвеску Horstmann.
В соответствии со стандартной британской конфигурацией, компоновка Chieftain располагала механика-водителя впереди, боевое отделение располагалось по центру под башней, а двигатель сзади был отделен перегородкой. В последнем серийном варианте Mk5 водитель располагался в полуоткидывающемся кресле, что способствовало низкому силуэту танка и возможности вести огонь по целям ниже уровня местности Chieftain.
Командир имел 360-градусный обзор поля боя через множество перископов и сидел справа в обтекаемой башне под вращающимся куполом. Наводчик сидел ниже и спереди от командира, в то время как заряжающий находился слева от него в трехместной башне. Усовершенствования силовой установки и системы ядерной, биологической и химической защиты были продолжены в Mk5. Башня не включала в себя пулеметный щиток и обеспечивала большую маскировку танка в опущенном положении корпуса.
Chieftain Mk5, последняя серийная модель успешной серии, завершила линейку из более чем дюжины вариантов. Экспортные версии Chieftain использовались в вооруженных силах стран Ближнего Востока, таких как Оман, Кувейт, Иордания и Ирак. Иран заказал танки Chieftain в конфигурациях Shir I и Shir II, а запрос на 1400 танков Shir II был отменен после падения правительства шаха в 1979 году.
Специализированные версии Chieftain включали машину AVRE и другие для восстановления, наведения мостов, разминирования и противовоздушной обороны. Позже "Шир I" был переименован в "Халид".
Поддержите канал-поставьте лайк.