Упала в ноги своему властелину и молила: «Отпусти их, клянусь, я останусь с тобой, а им дай свободу». Пленница сорвала с головы платок, кудри ее рассыпались по плечам.
Шамиль много красавиц видел, но эта девушка поразила его в самое сердце. «Если ты согласна добровольно принять ислам, будешь мне женой», — повелел он и отпустил семью Анны Улухановой.
Ей было семнадцать лет, когда воины Шамиля ворвались в храм, где она молилась вместе с другими членами семьи. Их всех пленили, и в обозе долго тащились они на трясущихся телегах в лагерь имама. Дочь богатого купца 1-й гильдии Ивана Улуханова из города Моздок уже была просватана за русского генерала, старого, но знатного и богатого. Вовсе не о таком муже мечтала юная Аннушка. Богобоязненная и воспитанная в строгости, перечить отцу она не смела.
Захвативший пленников Ахверди-Магомед торопился поскорее показать имаму пленницу, ее красотой хотел он купить себе прощение за неудачный поход. С пленниками обращались уважительно, не унижали, ведь за них можно получить большой выкуп. Но Анна, это было совсем другое дело… Когда девушку показали Шамилю, тот с интересом стал поглаживать окладистую бороду.
С любопытством рассматривала она статного мужчину. Ростом он был не высок, но спину держал так прямо и гордо, что казался выше всех присутствующих. Темные глаза смотрели внимательно и как-то по-доброму, Анне даже не верилось, что перед ней тот грозный враг, о котором то и дело слышала она разговоры отца и братьев. Невольно девушка улыбнулась своему господину.
Семья Улухановых тем временем собрала крупный выкуп, все родные Анны могли вернуться домой, кроме нее. Она пообещала Шамилю, что если тот отпустит ее семью, она примет ислам и станет его женой. «За ангелов денег не берут», — отвечал Шамиль ее родным. За долгое время плена, почти два года, она многое узнала о традициях мусульман, читала Коран, а сам имам стал ей дорог и даже больше. Она мечтала быть рядом с ним. Не смущало девушку и наличие других жен.
«Я всегда знаю, с кем мой супруг, а вы знаете?», — отвечала она, если ее спрашивали о ревности к другим.
Приняла Анна Ивановна Улуханова и новое имя, теперь она звалась Шуанет, Шамиль сам выбрал для нее имя. С этого времени Шуанет полностью подчинилась строгой жизни в гареме. Ни один мужчина не мог увидеть жен имама без покрывала, они жили на женской половине, но не было среди них неравенства. Ни одна не носила одежды или украшения роскошнее другой. Старшей по возрасту была Зайдет, та ревновала к новенькой, но со временем смирилась.
Только в одном Шуанет делали поблажку – она одна иногда ездила в походы к Шамилю, ее приводили тайно, и только никто не смел войти в палатку.
Не интересуясь политикой, Шуанет всегда говорила, что не понимает, зачем люди воюют, если могли бы жить счастливо. Семья, вот что было для нее главным. Шуанет родила мужу двоих сыновей и пять дочерей, но выжила только дочь Сапият. Ее называли «жемчужиной Шамиля», отец обожал дочь. На ее рождение он подарил Шуанет перстень с таким огромным драгоценным камнем, что та могла носить его только на цепочке на шее.
Несколько раз отец и братья Шуанет предлагали Шамилю за нее огромный выкуп, но та отказывалась возвращаться.
Когда Шамиль оказался в плену у русских и был перевезен в Калугу, жены последовали за ним. Опять Шуанет предлагали вернуться к семье, но она пожелала разделить ссылку с мужем. В Калуге жены имама вызвали большой переполох, местные дамы добились разрешения бывать у них, но Шамиль отказался позволить женам наносить ответные визиты. Однажды дамы убедили его разрешить пригласить фотографа, чтобы сделать портреты всех жен и детей. Шамиль согласился, только если фотографом будет женщина.
Для Шуанет дамы принесли модное платье с открытыми плечами, сделали ей прическу. Когда Шамиль увидел фотопортрет, сказал: «Лучше бы я увидел ее без головы!». Но все же простил любимую жену за эту шалость. Благодаря этому снимку мы сегодня можем судить, как хороша была Шуанет.
«Цвет лица ее нежный, щеки румяны… черты лица правильные, глаза голубые, и вообще вся наружность ее была симпатичная… Неудивительно, что она была царицей сердца Шамиля и что он не отдал ее за миллион родным», — записала жена губернатора Калуги М. Н. Чичагова.
«Трудно встретить женщину, у которой губы были бы красивей, волосы шелковистее, кожа белее», - записала француженка, бывшая тогда в Калуге.
Тридцать лет она была верной и преданной женой Шамиля. В 1869 году император Александр II дал дозволение пленнику совершить паломничество в Мекку. В путешествии сопровождали Шамиля и его жены. Но уже на обратном пути в Медине имам занемог, болезнь не дала продолжить путешествие, и он скончался в начале февраля 1871 года.
Шуанет было позволено остаться в Константинополе с детьми Шамиля. Она получала пенсию и пережила любимого мужа на шесть лет, скончавшись в возрасте пятидесяти четырех лет.
О невестке Шамиля:
Подписывайтесь на мой канал об истории, чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо вам за лайки и комментарии, без вашей поддержки невозможно развитие канала!