Найти тему
Музей истории религии

Как немецкая реформаторская церковь превратилась в дом культуры. Архитектура, которой больше нет

У вас никогда не возникало желания на машине времени перенестись в прошлое? Увидеть улицы любимого города такими, какими их видели наши прабабушки и прадедушки? Узнать, как возводились самые известные архитектурные ансамбли Петербурга, как сооружались гранитные набережные, в которые оделась Нева, как устанавливалась Александровская колонна на Дворцовой площади?

Мы запускаем статейный сериал, рассказывающий о тех культовых сооружениях, которые исчезли или почти исчезли с карты Петербурга. Это архитектура, которой больше нет...

И первая наша точка на карте находится совсем рядом с музеем, на соседней улице. Дворец культуры работников связи, или как его обычно называют - ДК связи на Большой Морской улице, 58.

Вид на ДК связи с крыши Государственного музея истории религии
Вид на ДК связи с крыши Государственного музея истории религии

Сегодня это мощное здание в стиле конструктивизм и практически ничто не выдает в нем бывшую немецкую реформаторскую церковь. Церковь была возведена в 1862 - 1865 годах по проекту архитектора Геральда Боссе, который очень много занимался культовой архитектурой. Ему же принадлежит проект другой реформаторской церкви - Эстонской лютеранской кирхи св. Иоанна (Яаникирик на ул. Декабристов). Здания чрезвычайно похожи за исключением некоторых деталей.

Проект фасада. Фото с https://babs71.livejournal.com/416150.html
Проект фасада. Фото с https://babs71.livejournal.com/416150.html

До 1858 года службы немецкой реформаторской общины Петербурга проходили на Большой Конюшенной улице в здании французской реформаторской церкви. Община постепенно росла, увеличивалось и количество прихожан. Поэтому к властям города обратились главы общины с просьбой о выделении земельного участка. По Высочайшему повелению такой участок нашелся рядом со зданием Глапочтамта, на пересечении Большой Морской улицы, Почтамтского переулка и набережной реки Мойки. Проект церкви был выполнен в романо-готическом стиле. Фасады из кирпича были оставлены неоштукатуренными, лишь отдельные архитектурные детали выделили белой краской. Особенно эффектно выглядела башня-колокольня с перспективным порталом, вытянутыми в готическом стиле окнами и вертикальными декоративными элементами. Здание по своему облику напоминало готические соборы Франции и Германии. Церковь, расположенная в перспективе реки Мойки стала настоящей доминантой целого городского района. На первом этаже здесь размещалась школа и квартира пастора, на втором — сам храм с большими витражными окнами, которые были изготовлены в рижской мастерской Э. Байермана, и органом. Одним из первых настоятелей стал Герман Дальтн.

Судьба храма после Октябрьской революции во многом повторила судьбу других культовых сооружений страны. В 1929 году кирха была закрыта и переобустроена под общежитие. А в 1930-е годы она была полностью перестроена в стиле конструктивизм под нужды Дома культуры. Авторами новой архитектурной редакции стали архитекторы П. М. Гринберг, Г. С. Райнц, скульпторы С. В. Аверкиев, В. П. Николаев и Г. А. Шульц. В качестве основы они использовали старые стены церкви. Что изменилось в здании?

Момент перестройки Церкви. Фото с сайта https://www.citywalls.ru/house8277.html?s=rq9s0d9co33316s1sa1gp8t0g9
Момент перестройки Церкви. Фото с сайта https://www.citywalls.ru/house8277.html?s=rq9s0d9co33316s1sa1gp8t0g9

Во-первых, была убрана верхняя часть башни со шпилем, во-вторых, на фасады были добавлены скульптурные композиции (круглые скульптуры и горельефы фигур рабочих, крестьян, красноармейца и революционных матросов, иллюстрировавшие ход революционных событий), а также полукруглые балконы в несколько уровней.

Внутри разместили концертный и кинозалы, библиотеку, кружки. Со стороны нефа устраивался зрительский зал, а колокольня превращалась в башнеобразный пилон. Почти весь пилон занимал огромный витраж. Зал также имел значительное остекление. Утрата башни-колокольни привела к тому, что здание перестала быть доминантой, оно больше не замыкало перспективу Мойки и выглядело как бы обрубленным сверху, лишившись устремленности вверх за счет стрельчатых форм и вертикальных тяг.

В. Н. Иванов. Немецкая реформаторская церковь в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург, 2017 г. Преподнесена в дар музею автором
В. Н. Иванов. Немецкая реформаторская церковь в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург, 2017 г. Преподнесена в дар музею автором

В постсоветское время здание продолжало быть в ведении Почты России. Изменения произошли в 2023 году, когда оно было передано из федеральной собственности в собственность Санкт-Петербурга. 8 февраля 2024 года здание было передано в качестве второй сцены театра "Санктъ-Петербургъ Опера".