Савонарола обличал. Савонаролу не слушали. Савонарола оказался прав.
Пьяцца делла Синьория – городская площадь Флоренции, именно там происходили «костры тщеславия» - сжигание картин, книг, игральных карт, одежды, косметики, зеркал и других предметов роскоши. По зловещей иронии, сам реформатор закончил тоже в костре. Однако он стал предтечей Мартина Лютера, сам в то же время являясь предтечей Яна Гуса и многих многих других реформаторов Церкви.
Священник, ковырящий в носу на втором фрагмента - мой маскот, моё тотемное животное. Я думаю, что я его аватар на рубеже тысячелетий, и он вселяется в меня, когда происходит что-то серьёзное - потому что я застываю с таким же выражением лица.
Нет, правда, это моя официальная торговая марка.
Конечно, самое мое любимое - рисовать толпу людей, где каждый чем-то занят, но на самом деле половина не занята вообще ничем и даже, скорее всего, не думает ни о чём, всё как в жизни.
Я не умею рисовать людей и животных, зато очень хорошо умею рисовать старинные мостовые - булыжник к булыжнику.
На фрагментах здесь можно разглядеть несколько прелюбодеяний, несколько любовных треугольников и вообще достаточно много сюжетов из Декамерона, где участвуют юные девицы и священники.
Тут я бы хотел немножко остановиться.
Целибат, если кто не знал, как каноническую норму, для высших санов (священников и епископов) окончательно закрепил Второй Латеранский Собор в 1139 году, постановив: «мы также постановляем, что те, кто в субдиаконате и высших санах вступили в брак или имеют наложниц, были лишены своей должности и церковного прихода. Ибо, поскольку они должны быть и называться храмом Божиим, сосудом Господа, обителью Святого Духа, неприлично, чтобы они предавались браку и нечистотам», а также запретил посещать мессы тех, у кого есть жёны или наложницы и постановил расторгать их брак, так как такой союз, заключённый в нарушение церковного закона, не является супружеством. Это требование было подтверждено на 24 сессии Тридентского собора 1562 года, который провозгласил анафему на тех, кто говорит, что клирики, состоящие в священном сане, могут вступать брак и такой брак является действительным. Однако даже в XVI веке существовало множество священнослужителей всех степеней, живущих в браке со своими жёнами и считающих свой брак каноническим делом.
а Если это пришлось ПОДТВЕРЖДАТЬ, значит до этого момента это было такое правило, не слишком обязательное. Типа ну, раз уж невмоготу - ладно. И это про официальные браки - т.е. прелюбодеяние как таковое у священников предотвратить было невозможно, что логично - священник это такой богатый мужик, образованный (что редкость), короче - влажная мечта. Так-то.
Савонарола со своей непримиримостью был внатуре злобный как собака (шутка в том, что он по религиозной принадлежностью был монах доминиканского ордена - domini cani - "псы Господни").
Есть такая история:
Покровитель Савонаролы Лоренцо Медичи, который его всюду лоббировал, был мужичина игривый и любил потрясти членами - охоту, турниры, чисто Роберт Баратеон, только что не толстый.
Но вот под конец жизни подагра слегка умерила его пыл, и он начал интересоваться наукой, религией, культурно просвещаться, (это как если девочка вкусно и выгодно сидит дома замужем, то к тридцатнику стукает ей в магистратуру по искусствоведению поступать - сильно прибавляет авторитета).
В общем, чуя костлявую с косой, пригласил Лоренцо Савонаролу, что бы он его как следует исповедовал (а это всё равно как если бы Николай Второй пригласил Ленина). Савонарола Лоренцо послушал, послушал, а потом говорит - а ты перед смертью верни флорентийцам демократию, имущество раздай с церковного молотка и лежи себе спокойно.
Лоренцо на это дело вздохнул и немедленно помрэ. И полетел в ад, жадный, сохранив имущество.
Так что Савонарола, получается, зря скатался.
С жестокостью обрушивался Савонарола на святотатцев, которым велел вырезать языки, на азартных игроков, которых наказывал огромными штрафами; развратников и содомитов он призывал сжигать заживо.
Однако проповедь — одно, а реальная судебная практика — совсем другое, её можно проследить по сохранившимся документам. Как правило, наказания ограничивались штрафами, а в наиболее тяжких случаях и для закоренелых преступников — телесными наказаниями или изгнанием из Флоренции. Фактов отрезания языка неизвестно. Была практика прокалывания языка святотатцам, такие случаи известны как до, так и после Савонаролы. Возможно, они были и при нём, но доподлинные случаи не установлены. Кроме того, при Савонароле был принят закон, предполагавший сожжение содомитов. Однако за весь период руководства Савонаролы только трое содомитов были приговорены к смерти, из них двоим приговоры были заменены штрафами. Третий осуждённый имел также дурную славу вора и бандита и был казнён, скорее всего, по этой причине.
То есть, на самом деле, как обычно - Савонарола, как местный НКВД, стремился к тому, чтобы о нем все трепетали и боялись, поднося палец к губам, в то время как черный воронок в основном таки трещал холостым ходом.
Савонарола с увлечением прибегал к шпионажу, который при нём заметно распространился во Флоренции. На стороне Савонаролы были люди из простонародья, партия «белых», которых называли «плаксами» (piagnoni). Такое ощущение, что именно эта система Савонаролы была заимствована Дж. Мартином при написании характера Вариса, "мастера над шептунами".
Конец по-средневековому прозаичен - пытки, признание во всем, смерть в петле, костёр для тушки. Трагично и предсказуемо - но место в веках наряду с Яном Гусом, Мартином Лютером и другими реформаторами застолбил прочно.
Котик. заинтересованно слушает проповедь Савонаролы.
Как-то вот так получается.
Такая вот история.
На самом деле круче любых игр престолов.