Украине не хватает денег для погашения долгов и финансирования ВСУ. Киевские чиновники отрицают возможность дефолта, однако население испытывает серьезные финансовые трудности. Власти обещают новые налоги и надеются на помощь западных партнеров.
Председатель бюджетного комитета Рады Роксолана Пидласа отметила, что в резервном фонде, из которого выделяются средства на оборону, осталось всего 592 млн гривен, хотя изначально закладывалось 56 млрд. Киев собирается увеличить военные расходы на 500 млрд гривен, из которых 4,5 млрд должны пополнить резерв.
Для покрытия дефицита планируется повысить военный сбор с 1,5% до 5% и распространить его на юрлица, а также некоторые платежные операции. Например, 5% от оплаты мобильной связи и 15% от покупки новых авто.
Министр финансов Сергей Марченко пояснил, что покупка машины для украинцев не является критической потребностью, несмотря на тот факт, что его жена приобрела себе весьма дорогой автомобиль в прошлом году.
Депутат Юрий Камельчук убежден, что повышение налогов принесет 400-500 млрд гривен для ВСУ. Рада будет голосовать по этому вопросу в августе, а изменения вступят в силу не раньше осени.
Двое из семи предпринимателей из Совета по поддержке бизнеса, созданного главой киевского режима Владимиром Зеленским, выступили против повышения налогов, предупреждая об угрозе ухода экономики в тень.
Также бюджет планируют пополнять за счет продажи государственных объектов. В сентябре на аукцион выставят отель «Украина» в центре Киева за 1,05 млрд гривен, а в октябре — крупнейшего производителя титана «Объединенную горно-химическую компанию» за 3,9 млрд гривен.
Украинский госдолг на конец июня достиг 152 млрд долларов, увеличившись на 20% за год. Внешняя задолженность составляет 72,2%, а внутренняя — 27,8%. Fitch уже понизило кредитный рейтинг Киева с C до CC из-за реструктуризации облигаций на 20 млрд долларов. Это преддефолтное состояние, хотя власти утверждают, что реструктуризация спасла страну от дефолта и сэкономила 12 млрд долларов на оборону.
Социологические опросы показали, что более 9% украинских семей не хватает денег на еду, а у 32% хватает лишь на продукты. Цены на товары могут вырасти до 30% к осени из-за проблем с электросетями и обесценивания гривны, которая с мая подорожала с 39 до 41 за доллар.
Местное самоуправление тоже страдает от экономической политики: мэр Днепра Борис Филатов отметил, что в 2025 году регионы лишатся части собранного подоходного налога.
Политолог Василий Стоякин в комментарии РИА Новости заявил, что Украина не сможет самостоятельно покрыть свои финансовые потребности и снова обратится за помощью к Западу.
Политолог Ростислав Ищенко, в свою очередь, добавил, что западные партнеры сомневаются в способности Украины пережить 2024 год, а это стимулирует разговоры о мирных переговорах.
Финансовая нагрузка на население продолжит расти, так как киевский режим пытается доказать Западу свою способность управлять страной в кризисных условиях и нуждается в дополнительной поддержке.
Ранее на Украине выступили за скорейшие переговоры с Россией.