Как власти КНР боролись против дыхательной гимнастики, или же сказ о китайской копии свидетелей иеговы. Сегодня мы с вами поговорим о Фалуньгун, гимнастической практике, которая ныне оказалась под запретом в Китае. Но чем безобидные спортивные занятия могли напугать власти КНР?
Дыхательная гимнастика является еще одной древней традицией Китая. Она в ряде случаев прочно связана с Китайской религией, особенно с даосизмом и буддизмом. На весь мир известен древний буддийский монастырь Шаолинь, чьи монахи веками передают уникальные знания о боевых искусствах. Хотя дыхательные гимнастики в Китае очень древние, они все еще крайне популярны в Поднебесной. До сих пор в парках можно увидеть занимающихся гимнастикой китайцев разных возрастов, профессий и вероисповеданий. Дыхательная гимнастика по-настоящему сплачивает разных людей, ведь каждый может найти в ней то, что он сам захочет. А сколько разных видов дыхательной гимнастики существует: Цигун, Тайцзицюань, Бадуаньцзинь, Ушу, Дао Инь Шу, И Цзинь Цзин, Фалунгу……. А вот тут давайте остановимся.
Фалуньгун. Пожалуй, это ответвление является широко известным в силу того, что именно это движение оказалось в Китае запрещено, его последователи подвергнуты репрессиям, а лидер движения Ли Хунчжи вынужден был уехать из Китая. Кампания против Фалуньгун происходила в сравнительно либеральный период девяностых, времен Цзян Цзэминя, а не в период строгого маоизма. К тому же, большинство других гимнастик спокойно существуют и даже пользуются покровительством государства. Так смысл нападать на тех кто занимается гимнастикой Фалуньгун, при этом игнорируя на многочисленных фанатов Тайцзицюань?
Собственно говоря, период 1980-х годов был крайне благодатной средой для появления различных идейных течений и новаций. Бурно шли экономические реформы. страна и общество менялись крайне быстро. Оттепель коснулась и частной жизни, а в особенности особенно культурной сферы, вновь восстанавливались позиции конфуцианства, буддизма и даосизма, которые пострадали во время культурной революции. Китайская оттепель в культуре и экономике сочеталась с консервацией политической модели вокруг власти КПК и укреплением идеологической основы партии. В это же время происходило осмысление репрессий культурной революции в 1970-е. В результате этой гремучей смеси у многих китайцев происходил кризис мировосприятия, стремление переосмыслить окружающую реальность. Возникал своего рода идейный вакуум, которым пользовались разные движения. Другими словами, появление Фалуньгун было вовсе не новацией, а во многом соответствовало духу эпохи. Так почему именно это движение стало подвергаться преследованиям?
Власти КНР объясняют запрет Фалуньгун тем, что это оккультная и еретическая секта, которая проповедует антинаучные и тоталитарные идеи и несет угрозу психике людей. Однако как занятия гимнастикой могут превратить человека в сектанта? Чтобы рассмотреть это, давайте обратимся к истории самого движения и его руководителя Ли Хунчжи.
Существует две версии биографии Ли Хунчжи. Официальная версия властей КНР, выглядит достаточно сухой. Родился Ли Хунчжи (урожденный Ли Лай) в Гирине в многодетной семье в 1952 году, вскоре родители развелись. Дети оставались с матерью и вместе переехали в Чанчунь в 1955 году, там Ли Хунчжи и учился в начальной и средней школе. Высшего образования он не получил, особыми талантами не блистал, не кормил голодных пятью хлебами, не изучал небесных истин с монахами, не воскрешал мертвых, да даже гимнастикой особо не занимался. Главным его талантом было умение играть на трубе. В общем, совершенно средний человек из низов общества. Свою активную религиозно-гимнастическую деятельность Ли Хунчжи начал в 40 лет, будучи уже достаточно зрелым мужчиной.
Адепты Фалуньгун представляют альтернативную биографию, в которой несколько перемешаны факты и мистика. Родился Ли Хунчжи не в 1952, а в 1951 году, причем именно в день празднования рождения Будды. С детства (по некоторым данным с 4 лет) он поочередно получал знания от четырех буддийских мудрецов и обладал разными талантами. До 1984 года он собирал знания, а потом решил объединить все в едином учении Фалунь Да Фа. Однако практика получалась слишком сложной, и Ли Хунчжи решил адаптировать её с помощью гимнастики Цигун и в течении 1989-1992 гг. испытывал свою технику с небольшой группой сторонников. Ну а потом начал нести знания в народ. Примечательно, что в начале 2000-ых годов, уже после запрета движения, адепты Фалуньгун начали активно затенять биографические моменты из жизни Ли Хунчжи. Возможно, Ли Хунчжи считал, что его идеи важнее его личной славы, и пытался отказаться от персонификации Фалуньгун. Или же опасался, что в мифической биографии можно найти уж слишком много логических неточностей.
Общее в двух версиях биографии Ли Хунчжи то, что до 1990-ых годов он не вел активную публичную деятельность. Появление движения «Общество по изучению Фалуньгуна» в 1992 г. мало кто заметил. Изначально общество существовало лишь под эгидой крупной группы «Китайского общества по изучению цигуна». Дыхательная гимнастика Цигун - это термин собирательный и объединяет огромное количество разнообразных гимнастических практик. Общество быстро развивалось. Отечественная исследовательница Живова пишет: “К 1999 году во всех административных районах Китая были созданы 39 консультационных центров, которым подчинялись 1900 консультационных пунктов, которые, в свою очередь, руководили работой более чем 28 тыс. тренировочных площадок. Даже по официальным заниженным данным, Фалуньгун насчитывала 2,1 млн. последователей”. С.З. Ахмадулина же, ссылаясь на социальный опрос, говорит о том, что гимнастикой Фалуньгун занимались 70 млн человек. Следует отметить, что с самого начала общество отличалось своей централизованностью и организационной стройностью.
Практически сразу общество начало вести духовно-религиозную деятельность. Идейную основу движения Ли Хунчжи собрал из многих традиционных китайских верований, в первую очередь это были буддизм, даосизм и конфуцианство - три важнейших “религии” в Китае. Движение росло, набирало новых сторонников и наращивало популярность. Изначально Ли Хунчжи маскировал религиозную составляющую движения под одно из ответвлений Цигуна, но в 1996 году Ли Хунчжи принял решение покинуть общество Цигун, окончательно подчеркнув религиозный характер своей группы. Тогда же Ли Хунчжи принял решение уехать за рубеж, и на местах руководство его организацией перешло к его сподвижникам.
Внешне никакой угрозы Фалуньгун не представлял. Однако уже в 1997 году в прессе КНР началась кампания критики движения Фалуньгун за антинаучность. Движение ответило различными акциями протеста мирного характера. Однако эти акции протеста оказались необычайно организованными. Так, 25 апреля 1999 г. более 10 тыс. последователей Фалуньгуна провели молчаливую акцию неповиновения у ворот правительственной резиденции Чжуннаньхай, в котором приняли участие жители из многих регионов Китая. Всего, по подсчетам Горбуновой, в 1998-1999 было 18 различных правительственных акций. Неожиданная организованность и активность движения лишь укрепили уверенность властей в его опасности, и летом 1999 некоторая литература была запрещена, а госслужащим запретили участвовать в деятельности Фалуньгун. Лично руководитель государства Цзян Цзэминь осудил движение. В октябре 1999 года постановлением ПК ВСНП (высший законодательный орган) деятельность Фалуньгун была признана незаконной. По мнению членов Фалуньгун, Китайские власти также обрушили репрессии на членов движения, подвергнув аресту большое количество человек (иногда есть цифры в несколько сотен тысяч, но они вызывают сомнения). Члены движения ответили на запреты различного рода акциями, в том числе акцией самосожжения.
Власти КНР пытались также изолировать Фалуньгун в религиозной сфере, используя против движения лояльные буддийские и иные религиозные организации. После запрета движения Фалуньгун был признан именно сектой (邪教-xiéjiào секта, ересь, культ). Но являлся ли он сектой, и если да - то в каком смысле? Исследователи XU YONGLI, YAN JINGJUN отмечают ряд характерных черт Фалуньгун, которые могут дать ответ на данный вопрос. Они указывают на факт, что в рамках Фалуньгун внедрялся культ лидера движения, и поклонение было направлено именно в его сторону.
Ли Хунчжи рассматривался не как посланник бога, а как сам бог, сошедший с небес. При этом доктринальной целостности и стройности у движения скорее не было, вместо канона был сам Ли Хунчжи, который играл мешаниной из различных буддийско-даосских терминов. Только его слово было истинным, лишь он мог спасти людей от близкого конца света. При этом адепты секты отрицали большинство альтернативных источников информации, в том числе научные исследования. Существовала жесткая структура и иерархия, подчиняющая себе всех последователей при одновременном внушении им презрения к ценности своей человеческой жизни. Наконец, следует отметить и то, с какой легкостью адептам секты удалось мобилизовать людей на протесты против властей, а в некоторых случаях заставить пожертвовать собой.
По данной логике Фалуньгун - это не менее чем тоталитарная секта, целью которой является не духовное откровение, а подчинение других людей своей воле под видом религиозного просвещения. Впрочем, сторонники Фалуньгун отвергают такую аргументацию, отмечая, что их движение сектой не является. Стоит отметить и то, что Фалуньгун уже в течении долгого времени действует в западных странах, которые почему-то не считают адептов движения сектантами.
С точки зрения самих последователей объединения запрет Фалуньгун был прихотью властей КНР, бесчеловечными репрессиями китайских властей. Эту позицию поддерживают многие западные государства, которые раскритиковали действия КНР в отношении Фалуньгун. Однако известная финская исследовательница Мари Маанинен, в своей книге “33 мифа о Китае” отмечает, что после запрета движения в Китае Ли Хунчжи сам адаптировал движение под западный лад и убрал многие нелицеприятные элементы, минимизировав значение религиозных элементов. При этом исследовательница вовсе не оправдывает репрессивные действия КНР, но отмечает, что и адепты Фалуньгун не были святыми.
Со своей стороны я бы хотел отметить, что с определенной вероятностью руководство КНР просто напугало само себя. Достаточно часто в Китае именно закрытые религиозные движения, основанные на обожествлении лидера и дыхательной гимнастике, становились основой для масштабного восстания. Самыми известными примерами можно назвать восстание Желтых Повязок и восстание Тайпинов. Те религиозные секты, которые лежали в основе повстанческих движений прошлого с Фалуньгун, объединяет ряд принципов:
1) обожествление лидера и придание ему сверхъестественных свойств;
2) жесткая иерархия и централизованность;
3) закрытый характер секты на начальном этапе;
4) презрение адептов секты к своей жизни и фанатизм;
5) отсутствие систематизированной доктрины.
Поэтому вполне вероятно, что власти КНР просто испугались возможности возникновения властной иерархии, альтернативной КПК. Учитывая, что период 1990-ых Фалуньгун называли самым крупным НГО в КНР, может быть, у властей Китая были на определенные основания. Движение Фалуньгун в теории могло бы представлять политическую угрозу для КПК, и этого оказалось достаточно для борьбы с ним. В любом случае, что ожидало бы Китай при сохранении влияния Фалуньгун, мы уже не узнаем.
Автор: Артём Дудко