Впереди остался всего один месяц лета, и первого сентября многие дошкольники старшего возраста станут первоклассниками. Большинство родителей уже очень переживают: как малыш будет себя чувствовать в новом статусе, как будет справляться с учебой, как преодолеет возникающие трудности... На эти и другие сложные вопросы отвечает Ирина Бурлакова, кандидат психологических наук, завкафедрой «Дошкольная педагогика и психология» Московского государственного психолого-педагогического университета.
Обычно в такой ситуации обсуждают вопросы психологической готовности ребенка к школьному обучению. Да, это долгий разговор, ведь обеспечить готовность малыша к новому этапу за лето, а точнее – за один месяц – задача не из легких.
Однако родителям будущих первоклассников важно помнить, что во-первых, и семья, и педагоги в детском саду сделали все возможное, чтобы каждый малыш был всесторонне развит к концу дошкольного возраста. В результате усилий педагогов и родителей каждый ребенок чаще всего обладает набором определенных психологических качеств. Именно они и лежат в основе всех компонентов того, что называют психологической готовностью к школе (интеллектуальная, личностная, эмоционально-волевая и мотивационная готовность). Т.е. фактически результаты развития ребенка в дошкольном возрасте и есть основа готовности будущего первоклассника к обучению в школе.
Во-вторых, за оставшееся время можно и даже нужно подготовиться, чтобы погружение ребенка в новую жизнь не было трудным и напряженным. Это и есть главное задание на лето для родителей. Для этого стоит посмотреть, в чем будут заключаться резкие изменения в жизни малыша.
- Увеличение умственной и эмоциональной нагрузки. Это связано с необходимостью не только сидеть на нескольких уроках подряд (с небольшими переменками), но и быть внимательным. От ребенка это потребует довольно много физических и психологических сил. Чтобы максимально подготовить дошкольника к новым нагрузкам целесообразно «удерживать» летом определенный режим дня – не поздний утренний подъем и не поздник вечер отход ко сну. Стоит сохранять дневной отдых, но не обязательно требовать от ребенка спать, достаточно позволить заняться каким-то спокойным делом (рисование, конструирование и другие) или почитать ему книжку с интересными историями. В течение дня стоит обеспечивать приятные впечатления и двигательную активность. За лето важно, чтобы ребенок окреп физически и психологически.
- Необходимость выполнять задания, которые не всегда интересны и увлекательны для ребенка. Для этого требуется определенный уровень произвольности, т.е. способности «отодвинуть» желаемое занятие ради выполнения необходимого и требуемого, ради соблюдения определенных правил. Здесь есть простые решения, которые тем не менее требуют от самих родителей последовательности и обязательности, мягкого контроля с их стороны. Речь идет о домашнем поручении. Так ребенок становится взрослее и может помогать родителям по дому. Такие домашние дела должны иметь значимость для семьи (ставить утром чайник или включать кофеварку, следить за водой в них и вовремя выбрасывать жмых от кофе, поливать цветы, следить и выбрасывать мусор). Для большей пользы надо оговорить заранее периодичность и критерии качества выполнения порученного дела. И, конечно же, стоит больше играть в различные настольные игры, их еще называют играми с правилами (лото, домино, шашки или шахматы).
- Рука первоклассника испытает большие нагрузки, ведь он будет постоянно что-то писать. Не стоит сажать ребенка за прописи – есть более интересные для него занятия, которые также помогут укрепить мышцы кисти и пальцев руки. Это рисование или раскраски (лучше использовать цветные карандаши и краски), лепка и конструкторы, мозаика. От ребенка в данном случае требуются определенные усилия и координация движений для удержания предмета и регулировки силы нажима, точности линий и движений. Можно привлекать детей к делам мамы или папы по дому (что-то перемешать, почистить вареные овощи, закрутить винт и т.п.).
- Повысятся требования к речи первоклассника. Для подготовки к этим изменениям важно больше читать с ребенком, обсуждать прочитанное или поделки, рассматривать иллюстрации, разучивать несложные песенки или стихи, после прогулок просить рассказывать другим (бабушке, папе, сестре) об увиденном, беседовать о произошедшем за день и т.п.
- Ребенку будет необходимо общаться с новыми взрослыми и сверстниками, выстраивать отношения. Не стоит ожидать проблем, если у ребенка есть возможность общения в том месте, где он будет проводить лето. Если такой возможности нет, то стоит запланировать 3–4 встречи (можно и больше) и пригласить к себе в дом или пойти в гости, где ребенок сможет познакомиться со сверстниками или детьми постарше, новыми взрослыми. В этих ситуациях вы сможете увидеть, как ребенок устанавливает отношения с окружающими, какие есть трудности. Следующим шагом станет обсуждение, чтобы подсказать несколько вариантов преодоления проблемных моментов, рассказать о том, какие сложности у вас были в детстве и как вы их разрешали.
Ускоренно учить читать и считать будущего первоклассника не стоит (если он сам уже не делает это хорошо или не испытывает горячего желания научиться этому). Как минимум, родители могут это сделать неправильно или не так, как это будет делать первая учительница (разные методики и подходы) в классе.
Если получится реализовать все выше описанные советы, то можно говорить, что для ребенка будет создана определенная «подушка безопасности», которая поможет ему в первое время в школе.