О чём спектакль: ?Удар судьбы? - спектакль артиста и режиссёра Арсения Мыцыка, созданный по пьесе известного драматурга Алексея Житковского ?Железный всадник?. События разворачиваются в один вечер на занятии по восточным единоборствам в квартире, расположенной в спальном районе. Перед нами - учитель и ученик. Они видят друг друга впервые.
Режиссёр: Арсений Мыцык Актёры: Роман Зайдуллин, Булат Шамсутдинов Продолжительность: 1 час 10 минут
Иногда история, стартующая с простой и даже банальной ситуации, не спеша набирает обороты, аккумулирует трагикомические сцены с искренним смехом в зрительном зале - и в какой-то момент внезапно начинает жить собственной жизнью. А вместе с этим - полностью отдаёт зрителю происходящее на откуп. С ?Ударом судьбы?, который идёт в Театре на Васильевском, ровно то и стряслось.
Первая тренировка по карате (тренер настойчиво чеканит ?карАте?) для взрослого, оказавшегося вечером в неприглядном спальном районе одного из типичных российских городов, сначала превращается в испытание хмурым и неприветливым сенсеем, который, кажется, пародирует гонконгские боевики о единоборствах 70-80-х, затем - в разговоры за жизнь, где находится место житейским проблемам по обе стороны, а в неожиданном (но тем не менее очень предсказуемом) финале - в размышление о смысле жизни, поиске себя и даже цепи перерождений вполне в восточном, буддийском стиле.
При этом между разными главами этого лаконичного, на час десять, повествования не будет никаких переходов. Игровые ситуации, обычный, не драматургический, а вполне будничный современный язык, обстановка старой советской квартиры с обязательным ковром и леопардовым пледом, а также взаимодействие всего двух актёров на сцене закручиваются, словно в водовороте, танце, который мчит к развязке - быстрой, хлёсткой, но при этом медитативной. От классического театра здесь остаётся единство места, времени и пространства, а всё остальное возникает из нюансов, мелких зарисовок, деталей. Будут на сцене и магнитофон с кассетами, и диалоги за сценой по телефону, и масса нелепых и живых ситуаций.
?Удар судьбы? наследует типичным буддийским притчам, вырастая из вроде бы камерной истории. То есть изначально это череда иносказаний, эвфемизмов, аллегорий, у которых нет чётких смыслов и значений. Каждый может увидеть в спектакле нечто своё - в зависимости от бэкграунда и взглядов на жизнь, а может и не увидеть ничего, восприняв произошедшее как фарс, где драматург и режиссёр просто играют со зрителем, вкладывая в действие то, чего в нём нет. В том числе на такой результат мотивирует опрометчиво ?скоропостижный? финал, к которому ведёт цепь нелепостей, шуток и умильных диалогов, не настраивающих на философский лад. По итогу заблудшие души в Театре на Васильевском находят друг друга. Самое время поискать и нам.
Святослав Тарасенко