Найти тему
Газета Metro Петербург

“Удар судьбы” в Театре на Васильевском: карате на фоне ковра и заблудшие души

   Удар судьбы. Владимир Постнов. Театр на Васильевском
Удар судьбы. Владимир Постнов. Театр на Васильевском

О чём спектакль: ?Удар судьбы? - спектакль артиста и режиссёра Арсения Мыцыка, созданный по пьесе известного драматурга Алексея Житковского ?Железный всадник?. События разворачиваются в один вечер на занятии по восточным единоборствам в квартире, расположенной в спальном районе. Перед нами - учитель и ученик. Они видят друг друга впервые.

Режиссёр: Арсений Мыцык Актёры: Роман Зайдуллин, Булат Шамсутдинов Продолжительность: 1 час 10 минут

   Удар судьбы. Владимир Постнов. Театр на Васильевском
Удар судьбы. Владимир Постнов. Театр на Васильевском

Иногда история, стартующая с простой и даже банальной ситуации, не спеша набирает обороты, аккумулирует трагикомические сцены с искренним смехом в зрительном зале - и в какой-то момент внезапно начинает жить собственной жизнью. А вместе с этим - полностью отдаёт зрителю происходящее на откуп. С ?Ударом судьбы?, который идёт в Театре на Васильевском, ровно то и стряслось.

Первая тренировка по карате (тренер настойчиво чеканит ?карАте?) для взрослого, оказавшегося вечером в неприглядном спальном районе одного из типичных российских городов, сначала превращается в испытание хмурым и неприветливым сенсеем, который, кажется, пародирует гонконгские боевики о единоборствах 70-80-х, затем - в разговоры за жизнь, где находится место житейским проблемам по обе стороны, а в неожиданном (но тем не менее очень предсказуемом) финале - в размышление о смысле жизни, поиске себя и даже цепи перерождений вполне в восточном, буддийском стиле.

   Удар судьбы. Владимир Постнов. Театр на Васильевском
Удар судьбы. Владимир Постнов. Театр на Васильевском

При этом между разными главами этого лаконичного, на час десять, повествования не будет никаких переходов. Игровые ситуации, обычный, не драматургический, а вполне будничный современный язык, обстановка старой советской квартиры с обязательным ковром и леопардовым пледом, а также взаимодействие всего двух актёров на сцене закручиваются, словно в водовороте, танце, который мчит к развязке - быстрой, хлёсткой, но при этом медитативной. От классического театра здесь остаётся единство места, времени и пространства, а всё остальное возникает из нюансов, мелких зарисовок, деталей. Будут на сцене и магнитофон с кассетами, и диалоги за сценой по телефону, и масса нелепых и живых ситуаций.

?Удар судьбы? наследует типичным буддийским притчам, вырастая из вроде бы камерной истории. То есть изначально это череда иносказаний, эвфемизмов, аллегорий, у которых нет чётких смыслов и значений. Каждый может увидеть в спектакле нечто своё - в зависимости от бэкграунда и взглядов на жизнь, а может и не увидеть ничего, восприняв произошедшее как фарс, где драматург и режиссёр просто играют со зрителем, вкладывая в действие то, чего в нём нет. В том числе на такой результат мотивирует опрометчиво ?скоропостижный? финал, к которому ведёт цепь нелепостей, шуток и умильных диалогов, не настраивающих на философский лад. По итогу заблудшие души в Театре на Васильевском находят друг друга. Самое время поискать и нам.

   Удар судьбы. Владимир Постнов. Театр на Васильевском
Удар судьбы. Владимир Постнов. Театр на Васильевском

Святослав Тарасенко