Говоря о готовности ребёнка к школе, обычно подразумевают наличие определённых умений и навыков. Перечисли основные из них:
- У ребёнка сформирован достаточный запас знаний и представлений о себе и окружающем мире (он знает свое имя, фамилию, отчество, возраст, имена родителей, домашний адрес, умеет классифицировать предметы, выделять их общие признаки и различия, знает времена года, дни недели, ориентируется в них и т. д.
- Владеет прямым и обратным счётом в пределах 10, умеет решать задачи в одно действие в пределах 10, понимает состав числа, у ребёнка освоены сенсорные эталон - знает цвета и оттенки, знает различия основных плоскостных и объёмныех геометрических форм
- Речевая готовность характеризуется следующими признаками:
- Умеет слушать и понимает услышанное, может следовать вербальной инструкции
- Владеет достаточный словарный запасом
- При построении предложений, правильно употребляет окончания (верно согласует слова в связном высказывании)
- Правильно произносит звуки родного языка.
- У ребёнка сформированы звуковой анализ и синтез (навык необходимый для освоения чтения и письма).
- Владеет достаточно развитым фонематическим слухом. Все вышеперечисленные умения сформируются при участии фонематического слуха и при его недостаточно развитии будут страдать.
Психолгоги помимо академических навыков, выделят также мотивационную готовность ребёнка к школе.
Но... все возможно сформировать, только при физиологической готовности организма.
К 6 годам у ребёнка происходит скачок роста, который заключается в удлинение рук и ног. Вместе с развитием скелета, "взрослеет" нервная система, меняются когнитивные способности.
На этих знаниях физиологии разработан простой тест определяющий готовность ребёнка к школе. В первый раз был опробовал с группой детей на Филиппинах, поэтому получил название - "Филиппинский тест".
Как его проводят? Надо попросить ребёнка дотронуться правой рукой до левого уха, закинув руку над головой. Если ребёнок легко дотягивается кончиками пальцев до верхнего края ушной раковины - ребёнок готов к обучению в школе, не дотягивпется - не готов!
Работая с дошкольниками и, определяя уровень их готовности к школе, могу сказать, что тест достоверный. Как правило, у детей, легко выполняющих данное упражнение, действительно, такие показатели как усидчивость, внимание, память, речь, мышление, соответствуют возрастным нормам и позволяют им в дальнейшем успешно справляться со школьной программой.