Найти тему
СВОЛО

Перемен! Мы ждём перемен!

Очередного гремящего на весь мир, а мне, провинциалу, неизвестного художника, Гормли, открыла всё та же, знакомая моему читателю, Кира Долинина.

Он ошарашивает.

Я думал-думал, к какому из 6-ти типов подсознательных идеалов его отнести, и ничего лучше не придумал, как перечитать статью Долининой. И так и вышло. Есть там одно слово, которое может быть ключом всего творчества этого скульптора:

«Зритель Гормли обречен на сдвиг в сознании, на ломку привычных и потому комфортных представлений» (http://loveread.ec/read_book.php?id=100990&p=85).

Слово это – «комфортных».

Это слово является для меня заменителем слова «капитализм». Особенно – метропольного капитализма ХХ века. В XXI веке поговаривают о его конце. Вот, позволю себе думать я, Гормли это чует, и душа его порывается в каким-то Переменам. Пристрелочно, идеал типа Позднего Возрождения – трагического героизма. Какие перемены, он не угадывает, как настоящий реалист. И не улетает в символистского масштаба неопределённые дали. Он твёрдо стоит на земле рационализма. Даже неизбежную неопределённость он (теперь) рационализирует (как Высоцкий темно надеялся на силу своей страсти и голоса, что разбудит целый народ к гражданственности).

«Около часа Гормли должен простоять/пролежать/проскрючиться в избранной позе для того, чтобы получить форму, затем с нее делается отливка, которая оцифровывается в необходимых по замыслу автора десятках тысяч пикселей, и только после этого пиксели собираются в блоки, и они совершают обратный путь – из компьютера в трехмерное пространство, и становятся скульптурой. Фигуры эти, конечно, не имеют лица, но их пластика достаточно индивидуальна, чтобы узнать…» (Там же).

Гормли. Стоят. Инсталляции у Музея искусств Филадельфии. 2018.
Гормли. Стоят. Инсталляции у Музея искусств Филадельфии. 2018.

Такие штуки-дрюки он стал выделывать в последнее время. Раньше его рационализм ограничивался просто неизгнанием фигуративности.

Гормли. Другое место. 1997. Чугун.
Гормли. Другое место. 1997. Чугун.

«Композиция состоит из ста чугунных фигур, обращённых лицом к морю, которые расположены на участке прибрежной линии длиной 3,2 км (2 мили). Высота каждой статуи составляет 189 см, масса — около 650 кг. При приливах статуи — некоторые частично, некоторые полностью — погружаются в море» (Википедия).

Правда, как-то неуютно рядом стоять с этими идолами? Особенно с теми, что на пляже являют собой чугунный укор обычным людям с их приспособляемостью. Но, если филадельфийцы убрали их от музея через год, то пляж, наоборот, стал модным.

Гормли. Ангел севера. 1998.
Гормли. Ангел севера. 1998.
Гормли. Потерянный горизонт. 2008.
Гормли. Потерянный горизонт. 2008.

31 июля 2024 г.