Очередного гремящего на весь мир, а мне, провинциалу, неизвестного художника, Гормли, открыла всё та же, знакомая моему читателю, Кира Долинина.
Он ошарашивает.
Я думал-думал, к какому из 6-ти типов подсознательных идеалов его отнести, и ничего лучше не придумал, как перечитать статью Долининой. И так и вышло. Есть там одно слово, которое может быть ключом всего творчества этого скульптора:
«Зритель Гормли обречен на сдвиг в сознании, на ломку привычных и потому комфортных представлений» (http://loveread.ec/read_book.php?id=100990&p=85).
Слово это – «комфортных».
Это слово является для меня заменителем слова «капитализм». Особенно – метропольного капитализма ХХ века. В XXI веке поговаривают о его конце. Вот, позволю себе думать я, Гормли это чует, и душа его порывается в каким-то Переменам. Пристрелочно, идеал типа Позднего Возрождения – трагического героизма. Какие перемены, он не угадывает, как настоящий реалист. И не улетает в символистского масштаба неопределённые дали. Он твёрдо стоит на земле рационализма. Даже неизбежную неопределённость он (теперь) рационализирует (как Высоцкий темно надеялся на силу своей страсти и голоса, что разбудит целый народ к гражданственности).
«Около часа Гормли должен простоять/пролежать/проскрючиться в избранной позе для того, чтобы получить форму, затем с нее делается отливка, которая оцифровывается в необходимых по замыслу автора десятках тысяч пикселей, и только после этого пиксели собираются в блоки, и они совершают обратный путь – из компьютера в трехмерное пространство, и становятся скульптурой. Фигуры эти, конечно, не имеют лица, но их пластика достаточно индивидуальна, чтобы узнать…» (Там же).
Такие штуки-дрюки он стал выделывать в последнее время. Раньше его рационализм ограничивался просто неизгнанием фигуративности.
«Композиция состоит из ста чугунных фигур, обращённых лицом к морю, которые расположены на участке прибрежной линии длиной 3,2 км (2 мили). Высота каждой статуи составляет 189 см, масса — около 650 кг. При приливах статуи — некоторые частично, некоторые полностью — погружаются в море» (Википедия).
Правда, как-то неуютно рядом стоять с этими идолами? Особенно с теми, что на пляже являют собой чугунный укор обычным людям с их приспособляемостью. Но, если филадельфийцы убрали их от музея через год, то пляж, наоборот, стал модным.
31 июля 2024 г.