25 июля генеральный директор агрофирмы СеДеК Ирина Николаевна Дубинина прислала информационное письмо по проведению 5 агрофорума в Татаново и предложила поехать на Форум. Вынужден отказаться по ряду причин.
Главная из них в том, что последние три года проект «Сельские школы РФ» не принимает в них никакого участия. По - другому видим мы развитие этого дела. Нас не зовут, а мы не напрашиваемся, хотя в первых двух форумах мы принимали активное участие:
https://сельскиешколыроссии.рф/?p=14065 - первый агрофорум
https://www.youtube.com/watch?v=hFGjlJ9Re-s - второй агрофорум
Нам было очень важно показать стране интересное направление в педагогике агродела, флагманом которого и сейчас во многом является Татановская школа, как эта школа была организована при активном участии и поддержке областных и мастных властей разного уровня, какие идеи туда закладывались, как она выглядит очень органично и красиво, какие возможности предоставляет и детям и взрослым для образования и воспитания. Очень содержательно и интересно выглядит агроучасток пришкольной территории. Уверен, что содержательная деятельность Татановской школы, ее красивый внешний вид, безусловно, должны изучаться образованием страны. Хотя, лично на мой взгляд, не все задачи решаются, в частности, по вопросу бизнес образования не понятно, стала ли Татановская школа кузницей кадров для СУЗов и ВУЗов агронаправленности. Такой статистики на сайте школы я не увидел.
В чем суть моих замечаний к организации и проведению Татановского агрофорума?
Что оно не стало событием, а по-прежнему остается разовым ежегодным мероприятием. Обращусь к статье одного из основателей нашего проекта, замечательного ученого и педагога, к глубокому сожалению, преждевременно ушедшего из жизни, Д.В. Григорьеву https://xn--e1aaibaicee3abxecia6ipck.xn--p1ai/?p=11038 ;
«Общности живут событиями, а не мероприятиями. У события есть ряд принципиальных отличий от мероприятия, это не игра в слова, а другая культура работы в образовании. События всегда нацелены на изменение повседневности. Мероприятие – самоценно, оно проводится ради самого себя, а событие оправдывает себя только через перемену повседневности. Если происходит перемена повседневности, какой-то сдвиг, значит, мы создали событие. Если ничего в повседневности не изменилось, мы не имеем права называть то, что сделали, событием. Провели хорошее, интересное, яркое, но – мероприятие.
Говорят, что праздник – это, в первую очередь, ожидание праздника. Действительно, главное в событии – это его подготовка. Как обеспечить режим подготовки – не авральный, без штурмовщины, но одновременно без нудной планомерности; как провести подготовительные работы дружественно к участникам и одновременно по-деловому – в этом сложность событийного подхода».
Т.е, наши предложения создать постоянно действующий видимый ресурс на базе нашего проекта, рассказывающий об агропрактиках школ, их подготовке к Татановскому форуму, были бы, безусловно, полезны, но наши бывшие партнёры не приняли это предложение. То же самое, с резолюциями после проведения форумов…
Я выступаю всегда за то, что бы документы, принятые по итогам работы были в открытом доступе и было понятно, куда они направлены и что за год удалось сделать. К сожалению, и эти предложения, коллеги проигнорировали.
Информационная закрытость Форума приводит к тому, что совершенно непонятно – сколько и какие школы ежегодно участвуют в форумах, какие школы добавляются, как меняется в них ситуация в связи с участием, что им дало это мероприятие.
Татановская школа начала сотрудничать с агрофирмой СеДеК и, благодаря сильной гражданской позиции и четкого понимания проблем отрасли руководством СеДеК И.Н. Дубининой, С.В. Дубинина и главного агронома СеДеК А.И. Осихова, семена агрофирмы СеДеК появились в нескольких десятках сельских школ страны. Часть из них получают сельские школы через наш проект, часть через Ассоциацию агрошкол России ( О.П. Илларионова). Но создать общий ресурс, показывающий, как это происходит, нам пока совместно не удалось. А это очень важное и нужное направление для профессиональной ориентации школьников. Нужно как можно раньше знакомить детей с селекционной и семеноводческой деятельностью, погружать их в эту тему, искать подготовленных учеников для ВУЗов и СУЗов. Опыт взаимодействия СеДеКа с сельскими школами страны в рамках проведения сортоиспытания, безусловно, заслуживает разных форм федеральной и региональной поддержки, активного освещения в СМИ, а школам важно научиться позиционировать детей, участвующих в этом процессе https://xn--e1aaibaicee3abxecia6ipck.xn--p1ai/?cat=728.
И наш проект готовит проведение форума в декабре месяце по итогам такой работы.
Сегодня для развития агродела школам нужно преодолеть множественные дефициты. Нужно создавать современную агороинфраструктуру, требующую серьезных вложений – школам нужны теплицы межсезонные и зимние, механизированные трактора и мотоблоки, приспособления и инструменты, удобные и безопасные в работе, рабочая одежда и масса других вещей. Крайне важно иметь кадры, которые работают с детьми. Сегодня мало кто задумывается, что летом учителям, занимающимся с детьми агроделом, приходится сокращать свои отпуска, прерывать их. Нужны дополнительные штатные единицы для школ, занимающихся ангрообразованием. В развитии агрошкол в России, необходимо создание специального фонда, наподобие фонда президентских грантов, президентского фонда культурных инициатив, который поддержит агропроекты в школах. Создание такого фонда позволит выявить активные школы, желающие развиваться в этом направлении, сгладить различия между регионами и муниципалитетами, дать серьезные ресурсные возможности детям и взрослым, которые хотят видеть в этом свои перспективы.
За последнее время федеральным минсельзохом многое сделано для анализа ситуации с агрообразованием в школах страны. Подключение к этому Россельхозбанка – верное управленческое решение и проведенная в конце марта конференция с агрошколами – очень позитивный момент, который вдохновил многие школы. Я это знаю из личного общения с участниками этой конференции, правда, мое обращение к куратору агронаправления от Россельхозбанка Л.В. Белеску по вопросу участия в ней нашего проекта осталось без ответа. Но, надеемся, это ситуация временная и руководство Россельхозбанка примет во внимание возможности нашего проекта в деле популяризации агрообразования.
В вопросах развития агрообразования в регионах нужно обратить внимание на опыт работы Иркутской области, где сложился уникальный сюжет взаимодействия двух министерств – сельского хозяйства и образования, где видно, как агрошколы получают дополнительные ресурсные возможности от региона и муниципалитета, где проводится серия мероприятий, направленных на вовлечение школьников в агродело при поддержке различных ведомств и Института развития образования Иркутской области https://new.iro38.ru/archives/46820.
Желаем успешной и плодотворной работе участникам пятого агрофорума в Тамбовской области.
Наш проект «Сельские школы РФ» готов разместить материалы участников пятого Форума при обращении руководства мероприятия. Сегодня два электронных портала нашего проекта – это более 2 000 школ, рассказывающих о своем прошлом, настоящем и планах на будущее:
https://xn--e1aaibaicee3abxecia6ipck.xn--p1ai/ - сельскиешколыроссии.рф
https://xn--80ajaljcdethxdcgp5g9bfe.xn--p1ai/ - сельскиешколыстраны.рф
Станет ли точкой сбора для агрошкол страны хорошее дело, созданное в Тамбовской области, зависит во многом от организаторов. Перейдем от мероприятия к СОБЫТИЮ?!