Найти тему
Анатомия счастья

«Раньше было лучше» или как мы впадаем в ностальгию и как она влияет на нас

Оглавление
Картина художника Роберта Дункана
Картина художника Роберта Дункана

Обычно ностальгия для нас это печаль по прошлому, к которому мы хотим, но не можем вернуться. Однако современные исследования в области психологии и нейробиологии изменяют наше обычное отношение к ней.

Когда возникают ностальгические чувства?

Ностальгия известна с конца XVII века, когда швейцарский врач Иоганн Хофер описал тоску по дому как болезнь. Ее название состоит из двух слов: nostos, желание вернуться домой, и algos , боль от невозможности это сделать. Уже с конца XIX века ностальгию стали рассматривать как психическое состояние крупной печали или тоски по дому, иногда как вариант меланхолии (так раньше называли депрессию).

Картина художницы Виктории Харченко
Картина художницы Виктории Харченко

Но чтобы почувствовать ностальгию, не нужно покидать дом. Ощущение одиночества, депрессии и уверенность, что все идет плохо, были названы состояниями, которые провоцируют ностальгию. Об этом говорится в исследовании Константина Седикидеса (Constantine Sedikides) и Тима Вильдшута (Tim Wildschut), Саутгемптонский университет, Великобритания. Связь между негативным самочувствием и ностальгией такова, что даже преднамеренное провоцирование негативного настроения вызывает ностальгические чувства. Действительно, есть исследования, что одиночество, потеря социальных связей, чувство бессмысленности, скука и ощущение холода(как в помещении так и на улице) также являются триггерами ностальгии. Но ими она не ограничивается.

Картинка создана с помощью нейросети ArtGeneration.me
Картинка создана с помощью нейросети ArtGeneration.me

Ностальгия как реакция на неудачи в настоящем

Ностальгия может быть реакцией на неудачную адаптацию к текущим обстоятельствам: она актуализирует то, чего нам сейчас не хватает. Польские ученые Моника Прусик из Варшавского университета и Мария Левицкая из Университета Николая Коперника исследовали ностальгию поляков по Польше до 1989 года. Они обнаружили, что проявления ностальгии тем выше, чем ниже уровень образования и дохода человека. Молодость в период коммунизма и вспышка упоминаний о прошлом (reminiscence bump) не играют важной роли. Такая коммунистическая ностальгия у поляков – это не желание недемократического правительства, а разочарование в сложившемся экономическом положении страны.

Иллюстрация детского художника Дональда Золанда
Иллюстрация детского художника Дональда Золанда

Подобное представление, что в прошлом все было гораздо лучше, чем сейчас, не является новым. Это проявление общего когнитивного предубеждения о положительном прошлом – розовая ретроспекция.

Картина художника Роберта Дункана
Картина художника Роберта Дункана

Миф, который где-то в прошлом люди жили девственной и наполненной благами жизнью в мире и согласии, но они потеряли это время и постепенно деградируют (деклинизм), называется Золотые времена. Ностальгировать по «простому и здоровому существованию на лоне природы» люди начали еще с конца VIII века до н.э., когда грек Гесиод вспомнил золотое поколение, жившее счастливой жизнью при Кроносе (Сатурне). Люди жили в счастливом покое: были здоровы, работали, сколько им пожелается, потому что земля сама по себе родила и смерть приходила легко. У них не было ни бедности, ни старости, ни печали, ни тяжкого труда, ни болезней. Вспоминал Золотые времена и римлянин Овидий в I веке до н.э. Современные поляки, как и античные авторы в свое видение Золотой эпохи вкладывали антитезу того, свидетелями чего они были в свое время.

Картина художника Роберта Дункана
Картина художника Роберта Дункана

Ностальгия украшает

Вообще, люди склонны оценивать прошлое более положительно, чем оно было на самом деле и вспоминают преимущественно хорошее: ученые наблюдали яркие воспоминания только положительных моментов прошлого.

Картина детского художника Дональда Золанда
Картина детского художника Дональда Золанда

Ностальгия делает то, по чему мы ностальгируем, лучше, чем было. Военный хирург XIX века Доминик-Жан Ларрей, сопровождавший иностранные походы армии Наполеона, писал, что больные ностальгией видят замечательные картины на родине, несмотря на то, какие там строгие условия жизни, а их родственники появляются им с улыбкой и роскошно одетыми.

Картина детского художника Дональда Золанда
Картина детского художника Дональда Золанда

Подобное мы видим в исследовании Прусик и Левицкой. В своей ностальгии по Польше в 1989 году поляки упоминали постоянную рабочую занятость и стабильность, обилие, сотрудничество и отсутствие конкуренции между поляками, чувство общей безопасности, социальные выплаты и легкий доступ к бесплатной медицине по сравнению с современной Польшей. 21% респондентов были чисто положительно настроены в Польшу прошлого. Только 13,5% ассоциировали коммунистическую Польшу с бедностью, тяжелой жизнью, сыростью и пустотой.

Ностальгия мотивирует

Как описывал философ и психиатр Карл Ясперс в своей работе «Ностальгия и преступления», ностальгия толкала бедных и неопытных девушек-подростков 14–16 лет, которые были отданы на работы в чужой дом в XVIII – начале XX века, к насилию, поджогу или причинению вреда ребенку, за которым они должны были ухаживать. Они делали это, чтобы избавиться от причины, которая держит их вдали от дома. Эта же ностальгия, но уже по земному Раю, вдохновляла мореплавателей на поиск идеальных и девственных цивилизацией земель: Христофор Колумб считал, что нашел его, когда открыл Гаити.

Картина художника Роберта Дункана
Картина художника Роберта Дункана

Понимание ностальгии мотивирующей на действии было предложено еще в 1965 году. Этот подход получил название будущее-ориентированного взгляда на ностальгию. Цель ностальгии – не вернуться, а вернуть.

Константин Седикидес и Тим Вильдшут с коллегами показали , что ностальгия усиливает мотивацию человека. Люди, у которых вызывали ностальгический опыт, не только продемонстрировали повышенные результаты в тестировании на мотивацию, но были более склонны к взаимодействию и просоциальному поведению. Другое их исследование демонстрирует, что ностальгия поощряет социальную связность, которая повышает самооценку человека, что в конце концов способствует оптимизму. Исследователи предупреждают, что положительное переживание ностальгии рисует субъективное розовое будущее.

Картина художника Роберта Дункана
Картина художника Роберта Дункана

Продолжая свои исследования, ученые обнаружили, что ностальгия не только придает оптимизм, но порождает вдохновение и подталкивает к креативности. Исследователи резюмируют: ностальгия – не бегство от реальности. Напротив, она делает перспективным ближайшее будущее.

Ностальгия необязательно нуждается в прошлом?

Концепция Золотых времен убеждает, что чтобы ностальгировать по чему-то, человеку не нужно проживать это в реальной жизни или физически ощущать – достаточно только представления об этом. В своей статье в книге «Моральная психология печали» и сокращенном ее пересказе Фелип де Бригар (Felipe De Brigard) из Дюкского университета развивает мнение, что ностальгия не обязательно может быть связана с тем, что на самом деле происходило в прошлом. Ностальгия не пренебрегает выдуманным прошлым.

Картина художника Роберта Дункана
Картина художника Роберта Дункана

В вышеупомянутом польском исследовании оказалось, что респонденты из всех возрастных категорий поляков оценили жизнь времен 1989 и раньше лучше, чем в 2014, через 25 лет после падения коммунизма. Да, есть тенденция на большую ностальгию с возрастом респондентов, но ученые увидели другое - две молодые группы, 21-30 и 31-40 лет - продемонстрировали большую ностальгию по коммунизму, чем их старшая возрастная категория, которая могла жить в это время. Как люди, которые были детьми или еще не появились на свет, могут скучать по коммунистической Польше?

Картина детского художника Дональда Золанда
Картина детского художника Дональда Золанда

Фелип де Бригар предполагает, что то, по чему человек ностальгирует, является ментальной симуляцией мозга, где автобиографические воспоминания только подкласс. То есть можно ностальгировать по тому, чего никогда не видел.

С точки зрения нейрофизиологии, упоминание прошлого и воображение будущего активируют одну и ту же сеть мозга под названием «сеть пассивной работы мозга» (default mode network). Исследуя ее, ученые с помощью МРТ доказали, что она вовлечена в мышление высшего порядка – например, в воображении будущего или рассуждении с позиции другого человека. Так у детей и подростков упоминания о прошлом и воображение будущего связаны с работой этой сети, независимо от текущих задач.

Картина детского художника Дональда Золанда
Картина детского художника Дональда Золанда

Сеть пассивной работы мозга и зеркальные нейроны вместе участвуют в формировании представления человека о себе и его планах на будущее, что связывает его с автобиографической памятью. Медиальная височная доля, часть этой сети, активируется, когда человек обдумывает решение, требующее конструирования ментальной сцены, основанной на памяти. Эта сеть привлечена для облегчения конструкции ментальных моделей событий, имеющих личное значение для человека.

Исследование ученых с участием Тани Вен (Tanya Wen) из Дюкского университета, опубликованное в 2020 г., подтверждает эти выводы и показывает, что сеть пассивной работы мозга помогает собирать в единое разнообразные аспекты когнитивной ситуации – социальные, временные, пространственные, семантические (отличие одного от другого ) и те, которые связаны с самосознанием человека.

Картина детского художника Дональда Золанда
Картина детского художника Дональда Золанда

Если сеть пассивной работы мозга инициирует широкий спектр автобиографических, эпизодических гипотетических, вневременных и связанных с будущим ментальных симуляций, то это, по мнению Бригара, дает идею, что неавтобиографические когнитивные компоненты ностальгии, в которых человек не жил, являются также частью этой широкой ментальной симуляции. А ее активация в подготовке к выполнению какой-либо задачи также может быть связана с мотивирующим действием ностальгии.

Об этом говорит не только нейрофизиология: по мнению основателя исследований исторической коллективной памяти Мориса Альбвакса, в большинстве своем воспоминания являются реконструкцией прошлого с помощью данных, полученных в настоящем. Прошлое не замершее: оно меняется в отношении обстоятельств и групп, в которых находится человек, когда обращается к нему. Поэтому боль, которая связана с ностальгией, есть не о невозможности путешествовать во времени, а о трудностях воспроизведения прошлого в настоящем.

Современная анемойя

Феномен ностальгии по тому, чего человек вообще не знал, запечатлен в фильме Вуди Аллена «Полночь в Париже» (2011): наш современник увлекается Парижем 1920-х – годов, в котором он никогда не жил. В 2016 году этот феномен получил название "анемойя".

Фелип де Бригар настаивает, что распространенная в настоящем политика ностальгии («Сделаем Америку великой снова») не переживает о хранении воспоминаний людей о событиях, в которых они участвовали в своем прошлом. Напротив, пропаганда и предвзятые и обманчивые заявления о характере прошлого создают у людей определенную выборочную картину, направленную на выжимание ментальной симуляции того, чего вообще скорее всего и не было.

Картина художника Роберта Дункана
Картина художника Роберта Дункана

Пропаганда убеждает людей, что текущая ситуация хуже, чем им кажется. Это нужно для того, чтобы ментальная симуляция прошлого, вызывающая только положительные эмоции, мотивировала снять это противоречие путем действия в предложенном политиками движении. Поэтому современная политика ностальгии – это не о розовом прошлом, а о пропаганде и дезинформации. Но решение этого парадоксальное – улучшение знаний о прошлом,т.е реальной истории.

Источники:

  • исследование Константина Седикидеса (Constantine Sedikides) и Тима Вильдшута (Tim Wildschut). Университет Саутгемптона, Великобритания;
  • исследование Моники Прусик (Варшавский университет) и Марии Левицкой (Университета Николая Коперника), Польша;
  • статья в книге «Моральная психология печали» и сокращенный ее пересказ Фелип де Бригар (Felipe De Brigard), Дьюкский университет, США.

Автор — магистр политических и социальных наук, лектор по медиаграмотности, фактчекерству. Университет Страсбурга, Франция.

#Социология #Психология #Медиаграмотность #Ностальгия #Анемойя