Найти тему
Наука и жизнь Тани

Про воспитание детей выдуманными страшилками и реальными последствиями

Лето 2020 года, солнечный выходной, я гуляю по набережной в парке. Мимо меня проходит семья с мальчиком-дошкольником, который очень хочет искупаться в реке. Слышу примерно такой разговор:

— Нельзя купаться, у тебя нет плавок, — говорит мама.

— Ну пожалуйста! — уговаривает мальчик.

— Без плавок нельзя, — добавляет папа, — тут ходит проверяющий.

— А ты мне скажешь, когда проверяющий будет идти, я тогда нырну, и он меня не заметит! — придумывает мальчик.

Дальше я их уже не слышала, но тот фрагмент разговора меня очень удивил. Мне было совершенно непонятно, зачем врать ребёнку про какого-то проверяющего, когда можно объяснить всё как есть. Ну не собирались они купаться, не взяли ни плавок, ни полотенец, потому и нельзя. Если у меня когда-нибудь будут дети, думала я, то я не буду ничего придумывать, буду просто говорить правду. А три года спустя я запугивала двухлетнюю дочь страшным паласиком, который приходит за непослушными детьми прямо из Индонезии 🙃

При всём моём уважении к маленьким детям я теперь знаю, что иногда им не очевидно очевидное. Простой пример: вы укладываете ребёнка, он кричит, что не хочет спать, а через 5 минут спит. То есть даже в привычной обстановке ребёнок иногда не может предсказать своё состояние в самое ближайшее время. А от того мальчика я ожидала примерно следующее: пока ему жарко и хочется в холодную воду, нужно было представить, как потом холодно и неприятно в мокрой одежде, и сделать вывод о нецелесообразности купания. Если бы его родители попробовали это объяснить, диалог выше мог бы пройти так:

— Нельзя купаться, потому что у нас нет плавок и полотенец.

— Ну пожалуйста!

— Ты же не хочешь потом ходить в мокрой одежде?

— Хочу!

— Не хочешь, тебе же будет холодно и неприятно!

— Не будет!

И так далее, и ничего конструктивного. В вымышленном проверяющем конструктивного тоже немного, но, по крайней мере, разговор ушёл в фантазии, а не в отрицания.

Иллюстрирует нейросеть Kandinsky
Иллюстрирует нейросеть Kandinsky

Есть ещё вариант: позволить ребёнку столкнуться с реальными последствиями неудачного выбора. Этот метод подойдёт для неисправимых оптимистов, которые уверены, что последствия не будут слишком серьёзными. Здесь я хочу привести пример того, как я разрешила дочери реализовать плохую идею и самостоятельно убедиться в том, что идея действительно плохая. Но нет у меня такого примера. Пусть неисправимые оптимисты и продолжают этот абзац.

Вообще надо признать, что мы, взрослые, тоже иногда плохо справляемся с предсказанием очевидного. Например, очевидно, что если вечером выпить слишком много алкоголя, то утром будет плохо. И что нам даёт это знание?

— Два бокала выпила, и хватит. Веселее уже не станет, — голос разума.

— Нет, дальше будет ещё веселее!

— Дальше ты сморозишь какую-нибудь глупость и будешь потом переживать из-за этого.

— Не сморожу! Не буду переживать!

— Завтра будешь болеть.

— Я выпью волшебную таблетку и всё пройдёт 🙌🏻

Не так-то просто учиться на реальных последствиях. Я алкоголь решила временно забросить, потому что это проще, чем достичь уровня "один бокал по праздникам".

Короче, с высоты трёхлетнего опыта материнства я увидела смысл в проверяющих паласиках. А вы? Вам какой воспитательный метод ближе? 👀