Найти в Дзене

Готическая архитектура как ошейник для буржуазии

Оглавление

Мне сказали: "Вы не правы! Готика - это стиль от слова "страшно". Например, ужастики в кино, мрачные люди в субкультуре готов, литература про приведения". Да, действительно, искусство нагонять страх мы часто называем готическим, однако у слова "готика" другие корни.

Вот эти парни в шлемах с крылышками - готы - оказались врагами Римской империи, и это они погребли прежнюю античную культуру под натиском своих нашествий. Так закончилось детство человечества и начался ломкий пубертат - Средневековье, давший миру новый стиль, новую манеру строить дома - "готику". Правда, сам термин пришел в архитектуру только в 17 веке, до того готический стиль развивался от Франции по Европе, а затем и по миру, но никто не знал, что он готический.

Готический - в честь шапок или в честь домов готов?

Примерно в районе современных городов Гданьск и Хелмно не так давно было обнаружено обширное германское захоронение, после чего ученые договорились считать, что именно отсюда и пошли готские племена. А так, в реконструкции, выглядело жилище готов:

Дом гота.
Дом гота.

Ну и что общего с готическим собором?

-3

Общее есть - это стрельчатая архитектура, довольно высоко поднятая "планка" крыши, о которой позднейшие теоретики архитектуры будут писать, как о "готической белиберде", то есть о лесинах, придвинутых друг к другу так высоко, чтобы птички садились петь на высокие балки. Дом, действительно островерхий и выглядит диковато.

А ниже саркофаг, предположительно 250-х гг. , найденный в начале 17 века на землях католического священника Людовизи, из-за чего находку называют в его честь. На крышке саркофага изображена борьба римлян и готов, - можно сказать, картинка с натуры. Римляне на барельефе аккуратно подстрижены, в доспехах, а варвары лохмато-кудрявы и все без шапок.

Готический - термин архитектурный, он о строениях, и связан напрямую с манерой готов строить островерхие жилища.
Большой саркофаг Людовизи представляет собой битву между готами и римлянами, III век  .
Большой саркофаг Людовизи представляет собой битву между готами и римлянами, III век .

Нельзя сказать, что варвар - синоним дикости. "Варвар" - это звукоподражание, то есть "говорит не пойми что". В России есть аналог названия для всех, кто не знал русского языка и имел европейскую внешность, их называли "немцы" - немые (считая немцами германцев, голландцев, шведов, датчан и даже французов, которые на момент появления слова еще не уступили свой язык русской аристократии). А так-то у германских племен все было в порядке и с бытовой культурой, и с представлениями о прекрасном. Ниже застежки для одежды, изготовленные мастерами в примерно те же годы, что изображены на саркофаге - уровень работы очевидно великолепный.

Готические фибулы - застежки.
Готические фибулы - застежки.

Рассмотрим деталь саркофага - гот, пронзенный копьем. У воина подстрижена борода, и одет он не в шкуры, а в тканные одежды.

-6

Римлян победили не полоумные дикари, а люди со своей культурой. Как остроумно заметил как-то мастер английского детектива Гилберт Честертон, "Судьба империй одинакова: Победа над варварами. Эксплуатация варваров. Союз с варварами. Победа варваров".

Кто дал идею называть стиль готическим?

Слово "готический", как синоним "варварский", мелькало в устной речи. В книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» в 1550 Джорджио Вазари употребил понятие "готическая архитектура" в значении «варварская архитектура» в противовес благородной «римской», "античной".

Однако первый, кто развил термин и обосновал его, стал теоретик готической архитектуры Жан-Франсуа Фелибьен Де Аво. В 1699 году он написал сборник архитектурных статей, третьей частью которого было «Рассуждение об античной и готической архитектуре» (Dissertation sur l’architecture antique et l’architecture gothique). В этой части Жан Фелибьен назвал архитектуру, относящуюся к 9-10 вв, ту, что сегодня считается романской архитектурой, — «старой готикой», а более позднюю, современную автору архитектуру — «современной готикой» .

-7

Вот на этой страничке слово "готический" (чужеродный, варварский) употреблено в отношении к архитектуре.

-8

Он отмечает, что северяне раньше жили в строениях, повторяющих их лесные привычки, то есть среди высоких деревьев, и, перенося жилища в равнинную сельскую местность, все также стремились имитировать лес высокими деревьями. А далее он как раз пишет про множество маленьких голубей, которые размещались под стрехой дома, чувствуя себя, как в лесу.

Спустя годы проблема голубей в соборах, уже получивших название "готические", будет так остра, что даже в сверхтолерантной к голубям Венеции запретят кормить этих птичек. Голубь - это пометный бомбомет с высочайшей продуктивностью.

-9

Готы жили в местах, отмеченных синим. Корень слова got- или gut- ,есть во многих языках, и найти настоящее толкование ему непросто. В немецком языке исследователи выделяют его в слове giessen «лить», то есть готы - некто из «разлива» - «люди», «мужчины», «люди, живущие там, где река выходит из устья». Есть и другие мнения, например, «разбрасыватели семян» или «сыновья Гаута», якобы прогерманского предка звали Гаут, Гот - Gaut , а это один из эпитетов бога Одина (древнескандинавский вариант - Гаутр ).

Когда появилась готическая архитектура?

Готическая архитектура — архитектурный стиль французского происхождения второй половины Средневековья.

Средние века — период европейской истории , охватывающий с начала V до конца XV ​​веков , начиная с упадка Западной Римской империи и заканчивая Возрождением и эпохой Великих Географических открытий: выделяют ранее средневековье (5–10 вв ), собственно средневековье (11-13 вв ) и позднее средневековье (14–13 вв ).

Во Франции готическое искусство восходит к династии Капетингов, между 12 и 13 веками.

В это время королевская власть все больше утверждалась как фигура власти на всей территории.

Как готическая архитектура накинула ошейник на буржуа?

Объединение стран под властью одного государя, замена вассальной связи отношениями подданства, рост городов, цеховые объединения, распространение технических новинок, - все это приводит к демографическому росту. Города развиваются, как большие рынки сбыта. Там появляется первая богатая буржуазия. Она желает одного: освободиться от феодального сеньора путем получения особых прав - право платить налоги напрямую королю, право защищать себя и свое имущество в суде. Буржуазия начинает понемногу скидывать с себя и ярмо духовной власти. Это находит отражение в литературе (н-р, Джефри Чосер "Кентерберийские рассказы"), которая начинает высмеивать и пощипывать духовенство. Муниципальные советы больше не проводят под сводами церквей, а строят для этого ратуши, в которых размещается городское управление.

Три духовные власти - высокое духовенство, приходское и податное (каноники церкви, отвечающие за сборы) осознают, что из их рук выскользает жирная рыба, и начинают искать варианты возвращения заблудших овечек в лоно церкви. В раздумьях о душе прихожан и доходах на нужды церкви побеждают деньги.

Иллюстрация к "Кентерберийским рассказам" Д. Чосера.
Иллюстрация к "Кентерберийским рассказам" Д. Чосера.

Примерно с 13 века капитул каноников возьмет все дела по развитию церкви в свои руки. Тем более, что денежный ручеек уже в их руках, только теперь ручей следует превратить в полноводную реку, для чего они собирают средства: пожертвования дворян, горожан и селян в виде регулярной или посмертной милостыни, исправление треб, платное заупокойное поминовение, узкоцелевые молитвы и специальные мессы за спасение души, цеховые сборы корпораций, к примеру, на упоминание жертвователей в витражах или на фресках в соборах, организация паломничества по святым местам, продажа индульгенций, финансирование "гастролей" с мощами и т.д.

Разбойник покупает индульгенцию на прощения грабежа, после чего грабит монаха, так как он его уже заранее простил.
Разбойник покупает индульгенцию на прощения грабежа, после чего грабит монаха, так как он его уже заранее простил.

27 января 1343 года папа Клемент VI издал буллу о торговле индульгенциями. Вот расценки за отпущение некоторых грехов:

- Изнасилование священником девушки - 2 ливра 8 су.
- Прелюбодеяние священника с родственницами - 67 ливров 12 су.
- Грех монахини с несколькими мужчинами - 131 ливр 15 су.
- Разрешение священнику жить с родственницами - 76 ливров 1 су.
- Грабеж, кража и поджог - 131 ливр 7 су.
- Простое убийство - 15 ливров 4 су. (Если в один день совершено несколько убийств, то оплата взимается лишь за одного - рекламная акция, оптом дешевле!).
- Избиение жены мужем - 3 ливра 4 су. Убийство жены - 17 ливров 15 су.
- С сообщников мужа взимается по 2 ливра.
- Убийство епископа - 131 ливр 14 су.
- Убийство нескольких священников: за первого - 137 ливров 6 су, за каждого следующего - половина цены.
- Еретик, вернувшийся в церковь - 269 ливров.
- Освобождение священника от уплаты своих долгов - 17 ливров 3 су

Человек грешен, если с грехов взымать плату можно неплохо заработать. Заработав, надо расширять церкви, чтобы в них помещалось побольше людей, и чтобы церкви были красивы, чтобы их посещение льстило подданным государства.

Для этого нужно вернуть широкие круги богатых людей в церкви, а само посещение церкви и церковный налог следует сделать частью культуры добропорядочного европейца. Поэтому в Европе начинают строить церкви на новый манер. Стиль не приходит одномоментно, он проникает постепенно какими-то отдельными приемами, к 16 веку он узнаваем, очевиден, он полностью выполнил возложенную на него задачу - собрать под своими сводами подавляющее большинство населения.

Готический стиль в архитектуре - первый признак того, что в местности появилась первая буржуазия и стала вести себя слишком независимо. Не случайно шпилями и острыми башнями напоминает ошейник для агрессивных собак. По сути, она и была ошейником для буржуазии.

  1. Церковь как "романское" здание имело недостатки: зимой холодно, летом душно. Здание было аскетично. Не во всех соборах были печи и вентиляция. Здание плохо освещалось и плесневело у основания, не создавая благолепия от посещения культового сооружения.
  2. Церковь как новое, "готическое" здание должно восхищать: стать светлым, просторным, красивым, широким, теплым, хорошо проветриваемым, чтобы богатые люди с охотой ходили в дом Бога: регулярно, нарядно одетые, могли себя показать и на других посмотреть, да и простой народ тянулся бы на служения воскресного дня, как на праздник.

Старый тип соборов был домом для молитвы Богу. Новый тип собора становился зданием, каждый элемент которого имел божественный смысл и проводил идею благости приобщения к Богу.

«Веди дух к источнику света, к истинному свету, вратами которого является сам Христос», - заявлял один из духовных отцов первого готического собора Сен-Дени в Париже.

Мы говорим о готике, как о стиле узких шпилей. Но его главная особенность была в другом - в СВЕТЕ!

Первый готический собор и его особенности

Церковь аббатства Сен-Дени к северу от Парижа является главным зданием готического периода. До этой постройки уже были церкви с ярко выраженными готическими элементами, особенно в Пикардии и долине Уазы. Духовенство аббатства Сен-Дени изначально служило в трехнефной романской базилике.

При Людовике VII аббат Сюгер произвел реконструкцию - она и стала отправной точкой развития готического стиля архитектуры.

-12

1. Сюгер придумал «архитектуру света»: здание с ребристыми сводами, опоры, колонны, галереи с потоками многопланового света характеризуют интерьер.

2. Сюгер догадался осветить потоками верхнего света усыпальницы, за счет чего в разы выросло число паломников почтить память усопших монархов и святых, - бывшая церковь аббатства Сен-Дени была местом захоронения почти всех французских королей, начиная с 8 века.

-13

3. Сюгер решил прием с контрфорсам сделать основным приемом церкви аббатства. В классической романской архитектуре мало окон, за счет чего здание тускло, стены толстые, поднять их выше было опасно - здание могло разрушиться. Воздушность здания при существенном подъеме потолков, стала возможной за счет укрепления стен специальными ребрами - контрфорсами.

Понтиньи, бывшая церковь аббатства Нотр-Дам и Сен-Эдм
Понтиньи, бывшая церковь аббатства Нотр-Дам и Сен-Эдм

Сияющая готика

Романские здания считали подслеповатыми, а готику стали называть "сияющей" за счет многоуровневого освещения.

Столетиями не могли придумать, как сделать "зрячими" трифории - группы арок по 2-3-4 штуки. Обычно этот блок в строительстве получал функцию закрытых галерей для обхода и обслуживания здания. Если добавить окна, уж слишком хрупкой получалась конструкция. Но со временем готика получила дополнительное освещение в трифории, - строители научились распределять тяжесть стен на ребра-контфорсы и на упор - пинакль.

Бывший собор Сент-Этьен, фасад святилища с галереей трифория.
Бывший собор Сент-Этьен, фасад святилища с галереей трифория.
Зрячий трифорий Кельнского собора.
Зрячий трифорий Кельнского собора.

В готическом здании ребра жесткости вынесены за периметр здания.

Спустя годы, точно по такому же принципу будет построен (открыт в 1977 году) международный центр современного искусства имени Помпиду. Идея вынести коммуникации за тело здания обеспечила британскому архитектору Ричарду Роджерсу и итальянцам Ренцо Пьяно и Джанфранко Франчини лавры самых крутых архитекторов Парижа.

-17

За стрельчатость окон, - их форма была задана арочностью перекрытий, готический стиль долго называли оживальным.

-18

Новый тип конструкции обеспечил готические соборы источниками света в их разнообразии.

-19

Оживальная форма окон и арок ( «оживало», от французского. ogive - головка, стрелка) — обтекаемая двух- или трёхмерная форма, промежуточная между конусом и эллипсоидом. В русском языке термин «оживало» употребляется обычно при описании формы наконечника пуль, мушки, крыльев самолета.

Роза света

Важный символ христианства - роза, она символизирует красоту, благоухание, чистоту и страдания Христа. Стрельчатые своды - рисунки, которые получаются соединением дуг, привели к появлению типового элемента готического собора - витражной розе. За счет преломления света через разноцветные стекла она дает красочные тени и является одним из самых красивых элементов готики.

Как сегодня католическая церковь зарабатывает на готике?

К понятным вариантам заработка за пожертвованиях, требах, добавилась реклама, размещение средств на фондовом рынке. Церкви удается по-прежнему доносить до людей месседж, что приличный гражданин обязан быть верующим.

Как и на что живет оплот католичества - Ватикана всегда было тайной. Но в 1990 году папа Иоанн Павел II пригласил архиепископа Детройта Эдмунда Шоку возглавить финансовое управление делами святого престола. И тот объявил, что в 1993 году, после десятилетий тотального дефицита финансовых средств, святой престол получил первую прибыль. Одно из самых засекреченных учреждений католической церкви, Банк Ватикана, скрывающийся под вывеской Института религиозных дел (Istituto per le opere di religione — IOR), никогда не публикует отчетов о своей финансовой деятельности и не поддерживает никаких контактов с прессой.

Большой скандал с доходами церкви всплыл по-новой не так давно, и снова люди заговорили о доходах Ватикана. Связано это было с давней историей итальянского банкира Роберто Кальви. Летом 1982 года его обнаружили повешенным под одним из лондонских мостов. Расследование остановилось на версии самоубийства. Спустя три месяца после его смерти - лопнул банк Banco Ambrosianо, который возглавлял Кальви, и был настолько тесно связан с Ватиканом, что Кальви называли в Италии "банкиром Бога". Остались долги на $2 млрд. Большая половина долгов приходилась на Банк Ватикана, тесно сотрудничавший с Banco Ambrosiano. Новое расследование установило, что господин Кальве связался с мафией и "прокатывал" средства под большие проценты. Сняв как-то для незаконных операций сумму из средств мафии, Кальви не успел вернуть деньги, он был пойман за руку за тем, что оборачивал чужие деньги. ...

Какое это имеет отношение к готическим соборам?... Бог знает.

Отдельная благодарность за предоставленные материалы дружескому проекту "ProСВЕТ"!

Узнать о готике больше - здесь!