Свержение последнего руководителя социалистической Румынии Николае Чаушеску стало одной из первых успешно отыгранных американцами "цветных революций".
Цветную революцию в Румынии конца 1989-го западные спецслужбы разыграли как по нотам, так же как потом повторят еще сотню раз.
Воспользовались накопившимися в обществе экономическими проблемами. Уцепились за вспыхнувшие в населенной венграми Тимишоаре этнические беспорядки. Махом раздули митинги до уровня крупного мятежа. Попутно скупив элиты страны.
Чаушеску, которого еще недавно хвалебно именовали «гением Карпат», пришлось экстренно прервать свой официальный визит в Иран, вернуться в Бухарест. Правивший 24 года председатель румынского ЦК попытался с помощью телевидения разъяснить, что на самом деле творится в стране и какая сила стоит за развернувшимися беспорядками.
Однако все было напрасно. Надежного противоядия от прозападных цветных революций тогда еще не существовало. Тем более в одиночку не могла одолеть то зло маленькая Румыния.
Сегодня основная версия такова: в недрах румынских элит сложился мощный заговор против Чаушеску, что в обмен на американские плюшки возглавили министр обороны Василе Миля и будущий президент Румынии Ион Илиеску.
Чаушеску попытался провернуть на Площади революции (Piața Revoluției) в самом центре Бухареста грандиозный митинг в свою поддержку. Но только усугубил ситуацию: ребята из ЦРУ ловко повернули собрание против самого же румынского лидера. Просто отправив в толпу засланных казачков, закричавших:
- Долой тирана!
22-го декабря 1989-го го окончательно потерявший контроль над ситуацию и преданный собственными продажными элитами Чаушеску попытался вместе с супругой покинуть родную страну на вертолете. Но не вышло - в ЦРУ неуступчивого Чаушеску посчитали слишком опасным. И велели не оставлять в живых, отдав агнцем на закланье...
Чета Чаушеску оказалась арестована. 25-го декабря 1989-го над румынским президентом провели экстренный суд, прямо в воинской части города Тырговиште, где содержались под стражей супруги.
Свергнутого лидера обвинили в бесчисленных преступлениях: от развала румынской экономики до геноцида румынского же народа и наличия незаконных многомилионных счетов в швейцарских банках. К Чаушеску и его жене судьи демонстративно обращались на ты, используя откровенно бранные выражения.
Исход фарсового процесса предельно ясен был с самого начала. Ведь судил Чаушеску так называемым военным трибуналом вовсе не нейтральный судья, а армейский - генерал Джорджица Попа. А виновность своего клиента признал даже приставленный для вида адвокат Мику Теодореску, что впервые увидел Чаушеску лишь за десять минут до начала суда.
Сам Чаушеску легитимность этого показного и крайне плохо срежиссированного судилища категорически признавать отказался. Отверг любезное предложение защиты признать себя психически нездоровым. Чем видимо и подписал себе окончательно смертный приговор.
Всего через 2 часа суд вынес окончательное решение - «вышка»... Заговорщики явно боялись - пока Чаушеску жив, легитимность их власти под вопросом.
Супругов Чаушеску тут же вывели из зала судилища к ближайшему солдатскому туалету. Где около 15.00 15 декабря 1989-го года вердикт немедля и привели в исполнение. Исполнив лишь одну последнюю просьбу четы:
- Мы хотим вместе умереть... И вместе быть похороненными.
"Работал" тоже военный, капитан Ионел Боеру, что позже вспоминал: командир, генерал Виктор Стэнкулеску, ему откровенно пригрозил. Мол, славно все сделаешь - станешь полковником. А откажешься стрелять, сам рядом с Чаушеску ляжешь. Хотя Боеру никогда Чаушеску виновным сам лично не считал.
По свидетельствам очевидцев, Чаушеску перед казнью пел коммунистической Интернационал. Произнес:
- Nu merit asta - я не заслуживаю...
А затем успел прокричать тираду:
- Trăiască România socialistă liberă! Jos trădătorii! Istoria mă va răzbuna! - Да здравствует социалистическая свободная Румыния! Долой предателей! История за меня отомстит!
Супруга Елена же по пути на казнь произнесла, обращаясь к солдатам:
- За что вы нас, я же вам как мать была...
Затем заплакала, а перед самим моментом X лишь грязно выругалась - по воспоминаниям военных, опять-таки.
***
Сегодня лично у меня нет и малой тени сомнений: расстрел Чаушеску - чистой воды грязное преступление. Ведь как бы не правил плохо этот лидер, все же он не совершил сотой доли того, что ему вменяли на суде. Тем более, столь несправедливо организованном.
Ведь уже вскоре выяснилось: число жертв режима Чаушеску на суде многократно завысили. И никаких заграничных счетов он отроду не имел.
Неудивительно, что сам квази-судья Джорджица Попа покончил с собой уже весной 1990-го. Якобы совесть заела. А может быть парни из ЦРУ помогли, отчаянно следы заметая...
Впрочем, сегодня немалое число румын положительно оценивает Чаушеску, с ностальгией вспоминая времена его правления. На могиле председателя и его жены на кладбище в Бухаресте всегда можно увидеть букет свежих цветов...