История
Многие знают православную икону "Три радости". Удивительна ее история. Началась она еще в начале XVIII века, когда молодой художник поехал в Италию, где создал вольную копию картины Рафаэля Санти. Здесь, надо сказать, что разные источники предлагают рассматривать в качестве оригинала две разные картины Рафаэля: «Мадонна в кресле» (1514 год, Палаццо Питти, Флоренция) и «Святое семейство, или Мадонна с безбородым Иосифом» (1506, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, куплена Екатериной II):
Вернувшись в Россию художник оставил картину в доме своего родственника –настоятеля Храма Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот (ул. Покровка, 13, стр. 1). После смерти художника настоятель повесил картину при входе в храм, в притворе. В некоторых местах написано, что ее поместили на паперти. Насколько я понимаю, паперть – площадка перед входными дверьми храма, на которую ведут несколько ступеней, т.е. улица. Никогда не видела, чтобы там что-то висело, или я чего-то не понимаю?
Через несколько десятилетий (сорок, или пятьдесят лет) у некоей знатной жительницы Москвы (в некоторых источниках упоминается ее имя – Пелагея Никаноровна) произошло несчастье: мужа оклеветали и осудили, сын попал в плен, у семьи отобрали имущество, видно осудили мужа за казнокрадство или мздоимство. Истово молилась женщина Пресвятой Деве. И вдруг услышала голос, предлагающий найти картину "Святое семейство" и молиться перед ней. Она так и сделала. И произошло чудо. И даже три: мужа оправдали, имущество вернули, вернулся домой и сын.
С этого времени икона стала полноправной православной святыней и начала именоваться образом «Трёх радостей». Позже появились списки этого образа, сделанные в различных иконописных традициях: западно-европейской, византийской и русской. При этом Иоанн Креститель и праведный Иосиф Обручник изображались, как правило, по разные стороны от Пресвятой Богородицы, но не всегда. Возраст Иоанна Крестителя тоже разный. В общем, никакого канонического изображения. Изображения взяты из открытых источников:
Продолжение истории
Дальше, на мой взгляд, необходимо вспомнить Евграфа Молчанова: купец первой гильдии, ктитор Троицкого храма на Грязех в 1850-1869 годах, восстанавливал в 1859 году храм Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне в селе Леоново, закрытый с 1800 по приказу Павла Григорьевича Демидова.
СПРАВКА. В давние времена ктитором (греч. ϰτήτωρ, букв. – основатель, создатель) называли покровителя духовного учреждения (монастыря, храма, благотворительного заведения), построившего или восстановившего его на собственные средства. Позже ктитором именовался жертвователь или попечитель храма. Иногда его называли старостой.
Мне кажется, при восстановлении храма Молчанов принес в него список с иконы "Трех радостей", как очень почитаемую в России. Хотя на сайте храма написано, что попала эта икона туда в 1918 году из разорённого белорусского храма.
Надо отметить, что храм в Леонове в советское время не закрывался. Убранство храма поэтому не пострадало, уцелели иконы и росписи.
Вскоре Церковь установила празднование иконы 26 декабря (8 января по новому стилю). В 1861 году в перестроенном здании Троицкого храма московский митрополит Филарет (Дроздов) освятил главный придел в честь образа Богородицы «Трёх радостей».
Интересна история некоторых списков чудотворной иконы:
Один из них был подарен великому князю Сергею Александровичу Романову к свадьбе с немецкой принцессой Елизаветой, основавшей в 1909 году Марфо-Мариинскую обитель.
Другая икона «Трёх радостей» принадлежала отцу писателя Льва Толстого, графу Николаю Толстому. Он был участником сражений 1812 года и всю войну носил реликвию под подкладкой своей офицерской шинели. Сейчас этот образ хранится в музее-усадьбе «Ясная поляна». (Интересно, в какой традиции выполнен этот список:
Перед иконой Божией Матери «Трёх радостей» часто молился праведный Иоанн Кронштадтский. В 1896 году он составил акафист, посвящённый святыне.
Первообраз был утрачен в советское время после закрытия храма в 1930 году.
Новая история
В церкви есть два списка иконы «Трёх радостей». Один – близкий к оригиналу, второй – выполненный в русской иконописной традиции. Фотографии взяты с сайта Троицкого храма на Грязех (фотографировать в храме не дают):
Общине Троицкого храма в 1992 году из Патриархии было передано несколько икон, изъятых на таможне. Среди них «случайно» оказался аналойный образ «Трех Радостей» – список середины XIX века. Он сейчас хранится в алтаре и выносится оттуда во время совершающегося по средам молебна. В храме есть еще один образ «Трех Радостей», переданный почтенной девяностолетней рабой Божией Татьяной, который был написан в начале ХХ века к венчанию ее тети.
СПРАВКА. Аналой – специальная подставка с наклонной поверхностью для икон, книг или нот. Его название происходит от греческого ἀναλόγιον и означает буквально «подставку для икон и книг». Обычно на центральном аналое лежит икона праздника или святого, память которого совершается.
В храме был еще один случай. Принесли акафист Божией Матери пред иконой «Трех Радостей», а до этого по средам в храме читали акафист святителю Николаю. Встал вопрос: продолжать молиться святителю Николаю или же молиться перед чтимой в храме иконой Богородицы «Трех Радостей». В разгар обсуждений у образа Божией Матери сама собой возгорелась лампада. С тех пор в храме по средам читают акафист пред иконой Божией Матери «Трех Радостей».
Иконе Божией матери «Трёх радостей» молятся:
– О призывании помощи для себя и близких людей, попавших в беду;
– О сохранении жизни военнослужащих, находящихся в полях боевых сражений;
– Об освобождении из вражьего плена;
– О спасении от неприятелей;
– О разрешении важных дел;
– Об исцелении от болезней;
– О возвращении ума людям, лишившимся рассудка.
Спасибо, что дочитали. Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии – это очень важно для меня.
ИСТОЧНИКИ
Сайт Храма Живоначальной Троицы на Грязех
Сайт Храма Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, что в Леонове
Сайт Сретенского монастыря