Найти тему

Транспортный узел. Башкирия решает проблему самой загруженной дорожной сети

Динамику современной жизни определяет автомобильный транспорт, что делает строительство дорог и мостов одной из главных задач развития регионов.

«Дороги – это невероятно сложная история, но это наш важнейший приоритет, люди нас об этом просят, - заявил Глава Башкортостана Радий Хабиров. - Потому что это не только удобство, но и развитие экономики. А главное – это безопасность. Хорошая дорога даёт людям уверенность, что их жизни в пути ничего не угрожает. И средств на это мы не будем жалеть».

Особое значение в плане развития дорожно-транспортной инфраструктуры Башкирии имеет Уфа, где из-за сложной географии - расположения большей части города на высоком холме между судоходными реками, такая задача часто носит непростой характер. Но это не мешает успешно реализовывать крупные и амбициозные проекты.

Весной 2024 года был успешно введен в работу начавший строиться еще в 1992 году Восточный выезд, включающий 1,2-километровый тоннель, мост через реку Уфу и 10 километров скоростной автодороги. Этот транспортный коридор обеспечил быстрый доступ с проспекта Салавата Юлаева на федеральную трассу М-5. Управленческая команда Главы республики смогла реализовать столь масштабный проект, который из-за заморозки работ с середины 1990-х годов ежегодно требовал на свое содержание более 100 миллионов рублей.

К работам на Восточном выезде приступили в 2020 году. В марте 2021 года был готов автотоннель. В феврале 2022 года строители начали надвижку пролётного строения моста, которую завершили весной следующего года. 21 марта 2024-го первые автомобили смогли проехать по тоннелю, мосту и автотрассе Восточного выезда из Уфы на федеральную трассу М-5 «Урал». Стоимость строительно-монтажных работ составила около 40,3 миллиарда рублей. Из них 4,5 миллиарда было выделено из бюджета республики, 26,7 миллиарда - из федерального бюджета, а более 9,1 миллиарда составили средства концессионера.

«Восточный выезд решил для нашей семьи важную проблему длительных ежедневных поездок в Уфу, - говорит жительница поселка Шамонино Ирина Силантьева. - Новая магистраль позволяет существенно сократить время в пути. Если раньше дорога до центра города занимала у нас около 40 минут, то теперь - всего 10. Конечно, проезд стоит денег, но зато мы не стоим в пробках, экономим топливо и, главное, время».

Восточный выезд не только решает проблему разгрузки выездов из Уфы, но и способствует развитию района Зауфимья, где резко активизировалось жилое строительство.

«Это был один из долгостроев, но благодаря поддержке президента, системной работе правительства вместе с регионом нам удалось этот объект завершить, - отметил заместитель председателя правительства России Марат Хуснуллин. – Восточный выезд снизит нагрузку на дороги города и повысит инвестиционную привлекательность всего региона».

В рамках развития проекта идет строительство дороги от проспекта Салавата Юлаева до улицы Комсомольской с последующим выездом на Затонский мост и федеральную трассу М-7 «Волга». Это позволит создать удобную транспортную инфраструктуру, которая будет способствовать развитию экономики и улучшению качества жизни в Уфе.

С загрузкой МКАД

После завершения строительства Восточного выезда, наиболее сложным в плане загрузки участком дорожной сети Уфы и в целом Башкирии остается выезд из города в сторону аэропорта. По мостам у Монумента Дружбы в створе улицы Воровского ежесуточно проходит около 90 тысяч автомобилей, что составляет примерно половину всего въездного трафика в Уфу и сравнимо с нагрузкой на МКАД. Во время пятничных выездов и воскресных заездов в город на трассе в аэропорт постоянно возникают многокилометровые пробки.

Сейчас идет реконструкция автомобильного моста через реку Белую 1956 года постройки, после завершения которой на въезд и выезд из города будет работать в общей сложности 12 полос. Но это не решит проблему, поскольку узким местом остается сама шестиполосная трасса Уфа-Аэропорт, особенно ее участок до развязки у трассы М-5, расширить который практически невозможно.

С целью разгрузки этого важнейшего направления в Кузнецовском затоне реализуется проект под названием «Южные ворота», продолжением которого станет «Южный обход Уфы».

«С учётом географии и ландшафта, расположения Уфы любая дорога и любой мост имеют для города критически важное значение, ведь его окружают три реки, - сказал Радий Хабиров. - Проект «Южные ворота» – это начало большой работы. «Южные ворота» не заработают в полной мере, если мы не построим из Кузнецовского затона мост через Белую, который соединит местные дороги с инфраструктурой возле торгового комплекса «Мега». Это поможет распределить транспортные потоки, нагрузку на въезд в город в створе улицы Воровского. Четвёртый мост там мы уже не построим».

Транспортный коридор

На первом этапе этого масштабного проекта идет реконструкция улицы Пугачева с расширением проезжей части до шести полос. Параллельно ведется строительство улицы Генерала Рыленко, соединяющей улицу Пугачева и район Школы МВД. В месте их пересечения строиться многоуровневая транспортная развязка включающей в себя путепровод длиной около 100 погонных метров и съезды длиной 2,6 километра. Данный проект называют «Южные ворота».

Начальник управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений администрации Уфы Константин Паппе отметил, что после реализации проекта город получит транспортный коридор протяженностью 6,5 километра. Также он напомнил, что в рамках строительства были сложности в изъятии и выкупе недвижимости, которая попадала под строительную площадку.

«Это 441 собственник, на сегодняшний день у нас осталось несколько объектов, которые решаются в судебном порядке. Также еще одной особенностью является то, что для строительства одного километра дороги нам приходится переустраивать порядка 10 километров инженерных коммуникаций», - подчеркнул Константин Паппе.

На данный момент все объекты находятся на активной стадии работ. Строительство путепроводов завершено, большая часть инженерных коммуникаций переустроена. Подрядные организации занимаются устройством оснований будущей магистрали, уже заасфальтированы некоторые участки дорог, ведутся работы по созданию тротуаров и велодорожек. К концу года работы на объекте должны полностью завершиться.

Новый транспортный коридор позволит перераспределить нагрузку на южном выезде и решить вопрос доступности новых микрорайонов. Пропускная способность «Южных ворот» составит 48-50 тысяч автомобилей в сутки.

Южный обход

Следующий этап создания альтернативного выезда из столицы республики – проект «Южный обход Уфы», главным элементом которого станет новый мост в Кузнецовском затоне. Согласно проектной документации, он будет иметь вантовую конструкцию, где для обеспечения прочности используется одна большая опорная мачта, соединенная с пролетами моста стальными поддерживающими канатами. Стыковкой с аэропортовской трассой будет служить развязка у торгового комплекса «Метро», которая пройдет реконструкцию.

Строительство «Южного обхода Уфы» предполагается вести в два этапа. На первом планируется строительство продолжения дороги по улице Бородинской в Кузнецовском Затоне и вантового моста через Белую, что обеспечит прямой выезд на трассу Уфа – Аэропорт. Это будет шестиполосная магистраль общей протяженностью 5,9 километров с 620-метровым мостом. Стоимость работ на первом этапе составит 36,3 миллиарда рублей. На втором этапе предусмотрено строительство 5,3-километрвой дороги в обход жилого комплекса «Цветы Башкирии» с выходом на трассу М-5 «Урал». На это потребуется 9,3 миллиарда рублей.

Для оптимизации транспортных потоков будет построен путепровод через федеральную трассу М-5 и реконструирован путепровод в микрорайоне «Цветы Башкирии» на пересечении с автодорогой Р-240 с устройством трехуровневой развязки.

«Новый мост в Кузнецовском затоне ждем с большим нетерпением, - рассказал житель села Чесноковка Айдар Исенбаев. – Сегодня вдоль трассы на аэропорт уже есть и строится множество коттеджных поселков, также здесь работают сотни предприятий. В результате пробки на въезде и выезде из Уфы возникают не только в выходные, но и в будние дни. Затруднение движение на проспекте Салавата Юлаева начинается за несколько километров от мостов через Белую, а в обратном направлении – уже у Зубовской развязки. Эту проблему может решить только новый мост, способный взять на себя часть транспортного потока».

Квартальный проезд

Транспорт, зашедший в Уфу по перспективному «Южному обходу», должен равномерно распределяться по городским магистралям. С этой целью для разгрузки таких улиц, как Софьи Перовской, Степана Кувыкина и Менделеева, создается новой транспортный коридор, включающий в себя реконструкцию улицы Рабкоров и строительство улицы Высотной. Этот проект в администрации города называют «Дорога жизни».

Улица Рабкоров на участке от ул. Академика Ураксина до Кувыкина станет четырехполосной. Улица Высотная будет иметь протяженностью чуть более 700 метров и строится на участке от улицы Академика Ураксина до улицы Кавказской. По информации Константина Паппе, общая готовность по улице Рабкоров составляет более 75%, Высотной – свыше 60%.

В новый транспортный коридор южной части Уфы также входит строительство продолжения улицы Айской протяженностью в 1 километр. Сегодня Айская пересекает проспект Салавата Юлаева и переходит в улицу Бакалинскую. Ее новый участок планируется проложить между жилыми комплексами «Иремель» и «Московский». Он соединится с улицей Менделеева в районе средней школы №19.

Проект разработан, получено положительное заключение госэкспертизы. Строительство продолжения улицы Айской должно разгрузить Бакалинскую и Менделеева, повысить удобство проезда от Менделеева до проспекта Салавата Юлаева и далее - до проспекта Октября.

Реализация этих проектов позволит транспорту более удобно и быстро попадать в микрорайон Зеленая роща и на выезд из Уфы у Каменной переправы в сторону федеральной трассы М-5. Не менее важен и доступ к новому мосту в Кузнецовском затоне с выходом на трассу Уфа - Аэропорт.