Эта история произошла в годы Великой Отечественной войны. Оказавшись рядом с этим памятником, я поняла, что хочу рассказать её вам.
Помните песню с такими строками:
Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Эти строки написаны Расулом Гамзатовым после посещения данного памятника, композитор Ян Френкель.
В объятиях величественных гор, где река Фиагдон, словно серебряная нить, вплетается в зеленую ткань лесов, возвышается скала. Она стоит, подобно молчаливому стражу, храня в себе трагическую историю. К ней приникает женщина, словно высеченная из самого камня, скорбь застыла на её лице. Это Тассо, мать семи сыновей, ушедших на войну. В небе, над её измученной фигурой, парят семь белых гусел - символы её погибших сыновей.
Село Дзуарикау в Северной Осетии, что означает "обитель святого", было тихим уголком, где Асахмет и Тассо Газдановы, простые осетинские крестьяне, строили свою жизнь, наполненную любовью и надеждой. В их доме, где царил аромат трав и пелись старинные песни, один за другим появлялись на свет их сыновья. Без всяких излишеств, в тишине и простоте, Тассо, женщина с глазами, полными света и теплоты, рожала своих детей, заворачивая их в холщовые пеленки. Семь мальчиков, словно семь звезд на ночном небе, озарили их жизнь.
Росли они, как молодые дубы, высокие и могучие, впитывая в себя традиции своего народа. Асахмет и Тассо учили их почитать старших, уважать женщин, блюсти честь и быть гостеприимными. В их глазах светилось будущее их сыновей, полное надежд и светлых планов. Но судьба, как бывает, распорядилась иначе. Вся страна всколыхнулась, объятая огнем войны. И сыновья Тассо, один за другим, отправились на фронт, унося с собой надежды своей матери и тепло родного очага.
Мирная жизнь, сотканная из радости и труда, рухнула в одночасье. Великая Отечественная война, как страшный ураган, ворвалась в их тихую обитель, унося с собой надежды и мечты. Пять братьев Газдановых, крепких и отважных, словно могучие дубы, ушли защищать Родину, оставив свою мать в пустой, безмолвной тишине.
И юный Хасанбек, только что окончивший школу, не смог оставаться в стороне. Сердце его рвалось к братьям, и он, словно юный орел, взлетел навстречу судьбе. Ничто не могло остановить его, ни уговоры матери, ни страх за его юную жизнь. "Мои братья воюют, защищают Родину, и я не могу отсиживаться дома!" - прозвучали его слова, полные решимости, мудрости, не свойственной его юному возрасту.
В военкомате он прибавил себе год, чтобы стать полноправным защитником, и бросился в самое пекло войны. Сентябрь 1941 года, Тимошевка - немецкие танки рвались вперед, не щадя никого. Там, в той страшной битве, Хасанбек, юный и отважный, отдал свою жизнь. Его тело так и не нашли, он пропал без вести, оставив в душе матери незаживающую рану.
Следующий удар судьбы обрушился на семью, когда погиб Махарбек, четвертый сын Газдановых, с детства отличавшийся необыкновенным талантом к педагогике. Он любил помогать одноклассникам, радовался их успехам, делился своими знаниями. В школе все помнили его доброту и преданность делу. Махарбек был учителем по призванию, он передавал свои знания детишкам, учил их любить родную культуру, петь песни, читать стихи, и сам с увлечением играл на доуле - старинном осетинском музыкальном инструменте.
Хаджисмел, пятый брат, был истинным художником жизни. Он умел играть на скрипке, петь народные песни, зажигать души своей яркой и искренней игрой. В их доме, всегда полном гостей, он творил свою музыку, даря радость и тепло всем, кто приходил в гости.
Крым. Земля, пропитанная солнцем и солью, стала свидетелем героической гибели братьев Хаджисмела и Магомеда. В огненном вихре Севастопольской обороны, среди грохота артиллерии и рева самолетов, они стояли плечом к плечу, защищая свою Родину.
Хаджисмел, чья душа пела от звуков скрипки, чья улыбка зажигала огни в глазах односельчан, теперь был солдатом, готовым отдать жизнь за свободу. Магомед, старший брат, лидер по прирожденной силе характера, чья ответственность и забота распространялись на всех, был теперь защитником, несокрушимым духом.
В жестоком бою, под небом, затянутым дымными клубами, братья встретились в Севастополе. В одном из фортов, где земля трещала от снарядов, Хаджисмел упал, раненный смертельно. Красноармеец, свидетель его гибели, успел вырыть могилу, похоронить товарища, среди паники и отступления, среди смерти и разрушений.
Магомед, не успев оправиться от боли потери брата, тоже пал в той же битве. Его тело, засыпанное землей, перепаханной осколками, так и не нашли. Лишь в 1943 году пришла весть о его гибели, оставив пустоту в сердцах родных.
Магомед Асахметович, первенец семьи, всегда был сильным, ответственным, словно твердая гора, защищающая свою семью. Он был первым в селе, кто вступил в комсомол, вдохновляя молодёжь на добрые дела, на созидание, на справедливость. Он стал трактористом, оседлал железного коня, отвоевывая у земли хлеб, даря жизнь родному краю.
Мать Тассо, отправившая своих сыновей на войну, ждала писем, надеясь на их возвращение, но получала только похоронки. Три похоронки, три смерти, три разрыва сердца... Ее жизнь, полная любви и надежды, погасла от боли потери.
Отец Асахмет, оставшийся один с пустотой в сердце, принял на себя тяжёлую эстафету жизни. Он жил, неся в себе память о своих сыновьях, о их героизме, о их любви к Родине.
Вновь пришла похоронка. Эта бумажка, с сухим и безжалостным текстом, унесла с собой душу Дзарахмета - пятого сына Газдановых. Дзарахмет, человек свободы и вечного движения, был истинным джигитом, словно выкованным из стали и огня.
Его жизнь была неразрывно связана с лошадьми. Он был искусным наездником, который завораживал всех своим мастерством. Монетка, подброшенная в воздух, копейка, ловко пойманная в полёте, все это было частью его жизни, его танца с ветром, с просторами степей.
Лошади были его друзьями, его соратниками, и он отправился в кавалерию, в самую гущу войны. В 42-м году он на некоторое время вернулся домой, в отпуск, но снова отправился на фронт, защищать Родину, защищать свою землю от врага.
В огненном вихре Новороссийска, где немцы рвались к Чёрному морю, в жестоких сражениях Дзарахмет пал смерти храбрых. Перед смертью он написал письмо домой, с просьбой сообщить о рождении ребенка. Его жена ждала ребенка, и он хотел узнать, родилась ли дочь, стал ли он отцом. Но узнать этого он уже не смог. Его сердце перестало биться 24 сентября 1942 года.
Дзарахмет Газданов был похоронен в братской могиле на городском кладбище в Новороссийске, среди 800 воинов, под номером 87.
Продолжение здесь