Crusader Kings 3 — одна из лучших игр известной компании Paradox Interactive, продолжает славные традиции стратегических игр, завоевавших сердца миллионов игроков по всему миру. В отличие от суровой военной стратегии Hearts of Iron 4, охватывающей период Второй мировой войны, или масштабной геополитической симуляции Europa Universalis 4, где игроки управляют государствами на протяжении нескольких веков, Crusader Kings 3 погружает нас в мир средневековой Европы, где ключевую роль играют династии, интриги и личные амбиции правителей. В сравнении с относительно свежей Imperator Rome, акцентирующей внимание на древнеримских событиях и управлении античными империями, Crusader Kings 3 предлагает уникальный опыт, сосредоточенный на персоналиях и их сложных взаимоотношениях.
Особенно стоит отметить разницу между Crusader Kings 3 и его предшественником Crusader Kings 2. Новая часть не только улучшила графику и интерфейс, но и существенно расширила игровые механики, предоставив еще больше возможностей для погружения в сложные социальные и политические сети средневекового общества. Система взаимодействия между персонажами стала глубже и реалистичнее, что позволяет игрокам создавать по-настоящему уникальные истории, полные драматических поворотов и неожиданных событий.
Эти особенности делают Crusader Kings 3 не просто очередной стратегией от Paradox Interactive, а настоящим шедевром в жанре, предлагающим неповторимый игровой опыт, сочетающий в себе элементы ролевой игры и масштабной стратегии.
Стартовая дата и положение стран на карте.
В игре присутствуют 2 стартовые даты, так или иначе важные в истории средневековой Европы — 867 и 1066.
867 год. Эта дата знаменует начало Великого языческого вторжения в Англию — военной компании датских викингов по завоеванию английских королевств и герцогств. В конце 866 года даны завоёвывают Нортумбрию, что является ключевым моментом в истории англосаксонской Британии.
Примерно в это же время в Новгороде к власти приходит Рюрик, давший начало династии Рюриковичей, ставшими основоположниками Руси.
В Западной Европе основными гегемонами стали королевства — наследники Империи Франков Карла Великого. Разделенные на 3 королевства путем Верденского договора (На момент игры Средне-Франкское королевство распалось на: Италию, Прованс — впоследствии захваченного до событий игры Италией, и Лотарингию, так что в игре всего 4 королевства).
1066 год. Эта дата прикреплена к Нормандскому завоеванию Англии — вторжению нормандского герцога Вильгельма Завоевателя в Англию. Итогом которого стало присоединение Англии к Нормандскому герцогству и становление Вильгельма в качестве короля Англии.
Через 30 лет после начала стартовой даты в реальной истории начинается 1-й Крестовый поход — основное событие в игре, исходя из названия игры.
В Западной Европе Генрих IV правит Священной Римской Империей — главным гегемоном Европы того времени.
В Восточной Европе Болеслав 2 из династии Пястов правит Польшей, а восточнее расположены русские княжества Рюриковичей и сильные половецкие кочевники.
Эти даты сделают ваш игровой процесс более разнообразным. В каждой из них вы столкнётесь с разными уровнями технологий, правителями, религиями, культурами и положением стран на карте. А если учесть, что вы можете играть за любое из герцогств, то это почти в два раза увеличивает время, которое можно провести за игрой.
Приятный интерфейс и хорошая система обучения.
В Crusader Kings 3 — лучший интерфейс и система подсказок из всех игр Paradox Interactive. Игра, в отличие от Hearts of Iron 4 или Europa Universalis 4, имеет достаточно низкий порог вхождения для новичков. Если в вышеперечисленных играх система обучения отвратительна (мне кажется, что каждый новичок, открывший обучение в HOI 4, из-за него просто удалял игру, ничего не поняв), то в Crusader Kings 3 для нового игрока всё будет более-менее просто и понятно. В игре есть отдельное обучение, где вам дают выбор: пройти полное обучение, где вам расскажут обо всех механиках игры, или быстрое, где расскажут о базовых механиках игры, не затрагивая различные тонкости.
Лично я начинал играть без обучения. Но все же, если вы не знакомы с играми Paradox Interactive, то лучше пройти обучение. Полное или быстрое можно проходить в зависимости от предпочтений в игре: если вам не нравится, когда в играх вам постоянно говорят, что делать, то лучше выбрать быстрое. В полном же собраны почти все механики, которые помогут влиться в игру. Быстрое даёт тот базис знаний, который пригодится для начала игры.
Энциклопедия, контекстные вставки, советы.
В игре также как и в Civilization 6 есть своя внутриигровая энциклопедия со всеми терминами которые есть в игре, которая поможет узнать о всевозможных терминах которые присутствуют в игре.
Во время игры и в самой энциклопедии вам часто будут попадаться слова с контекстными вставками, при наведении на которые появляется эта самая контекстная вставка, объясняющая термин — часто встречающийся в игре или важный для понимания игры.
Во время выполнения различных действий сверху справа будут появляться советы, обозначенные вопросительным знаком. В этих советах будет появляться информация о недавно увиденных или о действиях, которые можно совершить.
Образы жизни, черты личности.
Образы жизни представляют собой ключевые характеристики, определяющие эффективность правителя в различных сферах управления. В игре выделяются пять основных навыков:
1. Военное дело (Martial): Определяет способность правителя управлять армией и вести войны. Высокий уровень этого навыка помогает успешно выигрывать сражения и защищать свои земли от вторжений.
2. Дипломатия (Diplomacy): Отвечает за способность правителя строить отношения с другими персонажами и государствами. Дипломатичный правитель может легче заключать союзы и договариваться о перемирии.
3. Управление (Stewardship): Влияет на экономическое развитие и управление ресурсами. Высокий уровень управления позволяет увеличивать доходы и улучшать инфраструктуру.
4. Интриги(Intrigue): Отвечает за способность правителя плести интриги, управлять заговорщиками и защищаться от них. Это умение особенно важно для тех, кто предпочитает скрытые методы борьбы за власть.
5. Учёность (Learning): Определяет уровень знаний и мудрости правителя, влияя на его способность к обучению и проведению исследований. Это умение позволяет открывать новые технологии и религиозные доктрины.
В каждом образе жизни присутствует по 3 ветки фокуса образования и по 3 ветки достоинства определяющие сторону развития государства и персонажа.
В дипломатии:
- Международные отношения — Дипломат
- Величие — Август
- Семья — Иерарх семейства
В военном деле:
- Стратегия — Стратег
- Авторитет — Куратор
- Рыцарство — Галантность
В управление:
- Богатство — Алчность
- Домен — Архитектор
- Долг — Администратор
В интригах:
- Махинации — Интриги
- Искушение — Соблазнитель
- Запугивание — Истязания
В учёности:
- Медицина — Здоровое тело
- Учёность — Учёность
- Теология — Теология
Каждая из этих веток направлена на различное отыгрывание персонажа. Например, выбрав ветку интриг, вы можете с большей вероятностью убивать неугодных вам людей. С веткой архитектора — иметь больше личных владений, быстрее и дешевле строить здания во владениях. Но это не значит, что лишний раз вы не можете повоевать с соседом за кусок земли, игра в этом вас не ограничивает.
В игре присутствует 36 черт личности которые влияют не только на уровень навыков, но и на поведение искусственного интеллекта. Также типы личности добавляют дополнительные варианты ответов во время событий. Типы личности появляются во время взросления персонажа до 16 лет во время каких-либо событий. Большинство типов личности имеют свои противоположные черты, такие как усердие и леность. Все типы личности,их противоположности указаны тут.
Система войны.
В отличии от Hearts of Iron 4 в игре представлена упрощённая система управления войском. Она чем-то похожа на систему из Europa Universalis 4 и Imperator Rome где у нас в наличии есть солдаты различного класса: от ополчения с копьями до тяжелобронированной кавалерии — катафрактарии, которыми мы управляем, ведя их по отдельным провинциям.
В войне главной целью является захват вражеских замков в баронствах. В этом нам могут помочь осадные орудия, коих в игре 4 типа (по одному на каждую эпоху). За разбитие вражеской армии можно получить максимум 50% боевого счета, но при должной удаче вы можете взять в плен вражеского правителя, тем самым быстро завершить войну.
Битва поделена на 3 фазы: подготовительная, основная, преследования. В процессе этих фаз происходят различные действия, итоги которых происходят с помощью рандомной системы, исходящий из: типа местности, типов бойцов, навыка командира, рыцарей в составе армии, типов бойцов подходящей местности и количеству бойцов. Так что шанс на то, что 10 рыцарей смогут справиться с большим количеством крестьян с копьём, не равен нулю.
Чтобы объявить кому-либо войну, вы должны иметь «казус белли» — повод для войны. Получить его можно многими способами: подделать претензию у своего религиозного советника, купить претензии, отвоевать территорию, которая вам принадлежала, или иметь в титулах герцогство, территория которого расположена на территории другого государства, священная война против иноверцев и.т.д.