Найти в Дзене

Заместитель на том свете

Древнеегипетскому труженику предстояло работать и после смерти. Не всякому, конечно, а только тому, кто успешно прошёл Суд Осириса. Грешников ждало полное уничтожение и небытие, а вот праведные египтяне должны были продолжать вкалывать на полях тростника/камыша (сехут иалу или иару), которые также называли полями довольства (сехут хетеп). Руководство Пенсионного фонда пустило сейчас следу умиления. Смерть – не повод для безделья! Хоть на плакате пиши. Тем паче, что работа на сехут иалу окупалась сторицей – урожайность была просто запредельной. М.А. Коростовцев очень точно называет эту картину «крестьянским раем», подмечая, что «сказочные урожаи «поля камыша» были для египетского крестьянина лучшим вознаграждением в потусторонней жизни за нелегкий земной труд». И всё-таки перспектива вечно горбатиться трудиться во благо царя загробного мира не слишком прельщала египтян. На помощь пришла магия. Уже со II тысячелетия до н.э. в погребениях начинают появляться ушебти ­­– маленькие реалистич

Древнеегипетскому труженику предстояло работать и после смерти. Не всякому, конечно, а только тому, кто успешно прошёл Суд Осириса. Грешников ждало полное уничтожение и небытие, а вот праведные египтяне должны были продолжать вкалывать на полях тростника/камыша (сехут иалу или иару), которые также называли полями довольства (сехут хетеп).

Руководство Пенсионного фонда пустило сейчас следу умиления.

Смерть – не повод для безделья! Хоть на плакате пиши.

Тем паче, что работа на сехут иалу окупалась сторицей – урожайность была просто запредельной. М.А. Коростовцев очень точно называет эту картину «крестьянским раем», подмечая, что «сказочные урожаи «поля камыша» были для египетского крестьянина лучшим вознаграждением в потусторонней жизни за нелегкий земной труд».

И всё-таки перспектива вечно горбатиться трудиться во благо царя загробного мира не слишком прельщала египтян.

На помощь пришла магия. Уже со II тысячелетия до н.э. в погребениях начинают появляться ушебти ­­– маленькие реалистичные фигурки, которым отводилась совсем не маленькая роль.

Эти своеобразные статуэтки должны были откликаться на призыв усопшего, оживать и выполнять работу вместо него, когда тому будет «приказано выполнять необходимые работы в загробном мире: возделывать поля, орошать берега, перевозить песок с востока на запад».

Удобно, не так ли? Жаль на этом свете нельзя передоверить свою работу какой-нибудь фигурке.

Автор: Иван Бирюков

Лит:

  1. Древний Восток: учебное пособие для вузов / Н.В. Александрова, И.А. Ладынин, А.А. Немировский, В.М. Яковлев; рук. проекта А.О. Чубарьян. – М.: Астрель, АСТ, 2008. С 34, 89.
  2. Кембриджская история древнего мира. История Ближнего Востока и Эгейского региона. Ок. 1800 – 1380 гг. до н. э. / Под редакцией И.-А.-С. Эдвардса, С.-Дж. Гадда, Н.-Дж.-Л. Хэммонда, Э. Сольберже. – М.: Ладомир, 2020. С. 396.
  3. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1976. С. 214, 217–218.