Найти в Дзене
Боевая техника мира.

Крылатые качели. Двухместные универсалы.

Потихоньку помаленьку, цикл близится к завершению.
Уфффф... Итак в конце 1917 года авиация союзников получила заокеанский подарок - сверхмощный авиамотор "Либерти".
Согласно легенде, его проектирование начала сборная бригада конструкторов запертых в гостинице Нью-Йорка. Им в помощь собрали опытных специалистов-чертёжников-технологов с разных предприятий. Работы велись круглосуточно и уже в июне чертежи были готовы.
В июле были сделаны первые прототипы. А ближе к концу года началось массовое производство «Либерти»,на заводах «Форд», «Packard», «Линкольн», «Кадиллак», «Мармон» и «Трего». И за два года 18-19гг., успели сделать более 20 000 моторов. Рабочий объём 12 цилиндрового V -мотора составлял 27.03 литра. Максимальная мощность 449 л.с. однако мотор оказался не слишком надёжным. Поэтому его мощность постоянно "зажимали" в широких пределах. От 300 до 400 л.с.
Одной из "изюминок" мотора, были охлаждающие маслотоки в головках и даже клапанах мотора.
Масса сухого мотора - 383 килограмма

Потихоньку помаленьку, цикл близится к завершению.
Уфффф...

Итак в конце 1917 года авиация союзников получила заокеанский подарок - сверхмощный авиамотор "Либерти".
Согласно легенде, его проектирование начала сборная бригада конструкторов запертых в гостинице Нью-Йорка. Им в помощь собрали опытных специалистов-чертёжников-технологов с разных предприятий. Работы велись круглосуточно и уже в июне чертежи были готовы.
В июле были сделаны первые прототипы. А ближе к концу года началось массовое производство «Либерти»,на заводах «Форд», «Packard», «Линкольн», «Кадиллак», «Мармон» и «Трего». И за два года 18-19гг., успели сделать более 20 000 моторов.

Рабочий объём 12 цилиндрового V -мотора составлял 27.03 литра. Максимальная мощность 449 л.с. однако мотор оказался не слишком надёжным. Поэтому его мощность постоянно "зажимали" в широких пределах. От 300 до 400 л.с.
Одной из "изюминок" мотора, были охлаждающие маслотоки в головках и даже клапанах мотора.
Масса сухого мотора - 383 килограмма.

Разрез мотора Либерти.
Разрез мотора Либерти.

Безусловно выдающийся мотор, хоть и не слишком надёжный, вдохнул жизнь в немалое количество старых и новых быстроходных самолётов.
Двигатель не подходил для оснащения истребителей, поэтому его начали ставить на многоместные самолёты разных классов и назначения. Т.е. самолёты которые не должны были совершать излишне резких и глубоких манёвров. Но при этом несли немалую полезную нагрузку.
В том числе быстроходные двухместные универсальные самолёты - лёгкие бомбардировщики, разведчики и если повезёт - истребители.

Airco DH.4 Тип двигателя - 1 ПД Rolls-Royce Eagle VII - 375 л.с. Или Liberty L12 - 375 л.с. Нормальная взлетная масса - 1575 кг. Максимальная скорость - 230 км/ч Крейсерская скорость - 212 км/ч. Продолжительность полета 6 часов 45 минут. Вооружение:Один передний 7.7-мм пулемёт Vickers, один-два 7.7-мм пулемёта Lewis в задней кабине. Бомбовая нагрузка — 209 кг.
Airco DH.4 Тип двигателя - 1 ПД Rolls-Royce Eagle VII - 375 л.с. Или Liberty L12 - 375 л.с. Нормальная взлетная масса - 1575 кг. Максимальная скорость - 230 км/ч Крейсерская скорость - 212 км/ч. Продолжительность полета 6 часов 45 минут. Вооружение:Один передний 7.7-мм пулемёт Vickers, один-два 7.7-мм пулемёта Lewis в задней кабине. Бомбовая нагрузка — 209 кг.

Одним из таких самолётов, был созданный в 1916 году ДеХевиленд 4. Однако в тот год, в наличии не было достаточно мощного мотора, для того что бы машина "заиграла". Первый прототип оснащался 160-сильным двигателем "Бэрдмор-Халфорд-Пуллингер".
Но уже в следующем году этот недостаток устранили. в начале 1917-го, получили более мощные "Роллс-Ройс" "Игл" III (270 л.с.)
Машина разрабатывалась как фронтовой разведчик-лёгкий бомбардировщик. Однако лётные данные оказались настолько впечатляющими, что ДХ-4 мог жестоко огрызнуться при встрече с истребителями противника. Два пулемёта - синхронный у пилота и турельный у летнаба, представляли собой грозную силу.
Да и погонять при случае, вражеские самолёты других классов, этот "разведчик" тоже мог.
Как правило, до цели нагруженные бомбами"четверки" сопровождали истребители SE.5A и Сопвич "Дельфин". После сброса бомб DH.4 могли защитить себя сами, занимаясь на обратном пути еще и разведкой вражеских позиций. Обычно на боевое задание уходило по 10 бомбардировщиков, и соединение делилось на две пятерки, каждая из которых строилась клином в виде буквы V. В случае нападения немецких истребителей бомбардировщики сближались, а задний клин располагался чуть выше. При таком построении почти с любого направления вражеские самолеты натыкались на пулеметный огонь.
Всего к концу 1918-го в Англии их выпустили 1449 штук, и еще 2500 - собрали по лицензии в США.

DH-9A. Масса, нормальная взлетная -1508кг. Тип двигателя Siddeley-Deasy Puma 230л.с. или Liberty L12 - 375 л.с. Максимальная скорость - 230 км/ч Крейсерская скорость - 212 км/ч. Вооружение:  один синхронный 7.7-мм Vickers , один-два 7.7-мм пулемета Lewis в задней кабине установленных на круговой турели Скарффа. Бомбы до 229 кг.
DH-9A. Масса, нормальная взлетная -1508кг. Тип двигателя Siddeley-Deasy Puma 230л.с. или Liberty L12 - 375 л.с. Максимальная скорость - 230 км/ч Крейсерская скорость - 212 км/ч. Вооружение: один синхронный 7.7-мм Vickers , один-два 7.7-мм пулемета Lewis в задней кабине установленных на круговой турели Скарффа. Бомбы до 229 кг.

Улучшенная версия удачного самолёта разрабатывалась с помощью других компаний. Фирма Айрко ДеХевиленда была перегружена другими работами, и не могла вести ещё один проект. Работу делали специалисты компании "Westland Aircraft", расположенной в Йовилле и строившей самолеты DH.4.
Переделке подвергся фюзеляж самолёта. В первую очередь сместили вперёд бензобак, у предыдущей модели размещавшийся между пилотом и летнабом.
Лётчики часто жаловались на такое размещение бака. Фюзеляж стал прочнее, центровка улучшилась. Это позволило разместить у летнаба тяжёлую турель под спарку пулемётов. Что резко увеличило оборонительные возможности.

Чтобы ускорить реализацию проекта, первые два прототипа были оснащены двигателями Rolls-Royce Eagle VIII, но серийные машины получили уже моторы Packard Liberty. Модернизированный самолет мог нести до 299 кг бомб на внешней подвеске, а в кабине наблюдателя можно было установить два спаренных пулемета Lewis - в остальном самолет был идентичен предшественнику. К июню 1918 года из новых самолетов удалось сформировать первую, 110-ю, эскадрилью, которая отправилась во Францию 31 августа 1918 года и совершила первый рейд две недели спустя. До завершения войны эскадрилья сбросила на противника 10,5 т бомб. Другая эскадрилья, 99-я, также успела получить новые машины до окончания войны - ее летчики смогли воочию убедиться в существенном различии DH.9A и DH.9, поскольку эскадрилья эксплуатировала оба типа самолетов. Компанией Westland и субподрядчиками было построено около 885 бомбардировщиков D.H.9A, завоевавших репутацию выдающегося стратегического бомбардировщика Первой мировой войны. Самолет носил прозвище "Nine-Ack", которое обычно сокращалось до "Ninak" (девять баллов).
К слову, самолёт стал родоначальником огромной серии британских лёгких бомбардировщиков-бипланов, вплоть до моноплана "Беттл" конца 30-х.

Albatros C.XII  Взлётная масса - 1061 кг. Тип двигателя: 1 × Mercedes D.IVa, 260 л.с. Максимальная скорость: 178 км/ч. Время полёта 4 часа 20 минут.
Вооружение - 1 синхронный пулемёт у пилота и 1 на турели у летнаба.
Albatros C.XII Взлётная масса - 1061 кг. Тип двигателя: 1 × Mercedes D.IVa, 260 л.с. Максимальная скорость: 178 км/ч. Время полёта 4 часа 20 минут. Вооружение - 1 синхронный пулемёт у пилота и 1 на турели у летнаба.

Французы не создали аналогичных самолётов. Всё их внимание поглотили истребители и "воздушные крейсеры".
Зато германские конструкторы работали за двоих.
В последний год войны они сделали немало традиционных самолётов в любимом классе - двухместные универсальные разведчики\лёгкие бомбардировщики\истребители.
Вот только отставание в мощных авиамоторах в 1918 году заставляло сужать область применения.
Так 260сильный мотор Мерседес, позволял аэродинамичному самолёту, с фюзеляжем целиком выклееным из шпона, развивать только 178 км\ч. При этом машина не могла брать бомбовой нагрузки. Сообщается лишь о "нескольких бомбах мелкого калибра".

Fokker C.I Двигатель - BMW IIIa 185 л.с. Взлётная масса 1255 кг. Максимальная скорость 175 км\ч. Дальность полёта - 650 км. Вооружение - 1 синхронный у пилота. 1 турельный у летнаба и 50 кг бомб.
Fokker C.I Двигатель - BMW IIIa 185 л.с. Взлётная масса 1255 кг. Максимальная скорость 175 км\ч. Дальность полёта - 650 км. Вооружение - 1 синхронный у пилота. 1 турельный у летнаба и 50 кг бомб.

Фоккер C.I создавался на основе удачного одноместного истребителя D.VII. Машину немного увеличили для размещения второго члена экипажа и установки у него тяжёлой турели.
Многоцелевой самолёт был заказан летом 18 года. но на фронт уже не успел.
Энтони Фоккер часть машинокомплектов перевёз в Голландию и уже оттуда приторговывал самолётами. Устанавливая на них разные двигатели от 180л.с. до 260 л.с.

Junkers CL.I масса взлетная - 1135 кг. Тип двигателя BMW D.III - 185л.с. Максимальная скорость 190 км\ч. Крейсерская скорость -165км\ч. Практическая дальность- 525 км. Экипаж,  2 человека. Вооружение - 1 7,92-мм пулемет впереди, синхронный и 2 турельных у летнаба. 60 кг легких бомб.
Junkers CL.I масса взлетная - 1135 кг. Тип двигателя BMW D.III - 185л.с. Максимальная скорость 190 км\ч. Крейсерская скорость -165км\ч. Практическая дальность- 525 км. Экипаж, 2 человека. Вооружение - 1 7,92-мм пулемет впереди, синхронный и 2 турельных у летнаба. 60 кг легких бомб.

Разведчик\корректировщик\штурмовик\истребитель Junkers CL.I, был построен из дюралюминия.
Весь такой гофрированный, апсолютно весь.
После успешных испытаний весной 18 года была заказана серия в 40 машин. В сентябре началось изготовление и вся серия была закончена в начале 19 года.
На фронте в самой Германии машина поучаствовать не смогла. Но в составе латышской авиации немного повоевала против Красной армии.
Несколько самолётов в самой Германии переделали в почтово-пассажирские машины. Первоначально в задней открытой кабине возили все грузы в том числе и пассажира. почти сразу кабину закрыли колпаком и в бортах проделали иллюминаторы.
Фирма спроектировала даже специальный пассажирский вариант. Где фюзеляж в районе задней пассажирской кабины расширялся. Что давало возможность разместить в ней 4 человека.
Но пока шла разработка, полукустарные фабрики массово начали переделки такого типа на бывших военных самолётах, которые стали первыми авиалайнерами.
И проект был капитально переделан. Получив заводское обозначение F.13, новый лайнер стал бестселлером 20-х годов.
Покупателям очень понравилась возможность хранения самолёта под открытым небом. Ну или под обычным брезентовым пологом\палаткой. Экономились средства на обустройство дорогостоящего ангара.
Нужно помнить - обычные полотняные самолёты на стальном каркасе, раз в 3-4 месяца нуждались в смене обшивки. И средний срок их службы составлял 2-3 года. Немного дольше служили самолёты с фанерной обшивкой. У которых полотно занимало намного меньше площади на крыльях и фюзеляже.
На их фоне, цельнометаллический Юнкерс, не боящийся сырости и плесени был буквально вечным самолётом. Последний из них летал ещё в 1959 году.

L.V.G. C.VI * Двигатель Бенц Bz.IV 200л.с. Масса взлётная - 1535 кг. Максимальная скорость - 165 км\ч. Крейсерская скорость - 142 км\ч. Вооружение 1 синхронный пелмёт. 1 на турели в задней кабине. 110 кг бомб.
L.V.G. C.VI * Двигатель Бенц Bz.IV 200л.с. Масса взлётная - 1535 кг. Максимальная скорость - 165 км\ч. Крейсерская скорость - 142 км\ч. Вооружение 1 синхронный пелмёт. 1 на турели в задней кабине. 110 кг бомб.

Наверное самый сбалансированный многоцелевой самолёт Германии в 1918 году.
Как вы уже наверное заметили, на немецкие самолёты ставили далеко не самые мощные двигатели. Зато они были отработанные в производстве и отличались высокой надёжностью.
При этом, к этому классу авиации, уже не предъявляли требования по достижению сверхскорости. Что позволило сделать конструкцию оптимальнее и технологичнее. При этом прочность самолёта позволила развивать в пологом пикировании достаточно высокую скорость.
Забравшись на значительную высоту - 5-6000 метров, немецкий разведчик становился почти недосягаем для вражеских перехватчиков с ротативными моторами. Да и появление в небе врагов с "испано-сюизами" не грозило немедленным сбитием. Заметив врага, мЕЕЕдленно набирающего высоту, немецкий самолёт просто разворачивался и уходил на пикировании под защиту своих истребителей.
Но и застигнутый врасплох, немец не был такой-уж лёгкой мишенью.
Известный британский ас Маккуден рассказывал, что в одном из боёв с двумя С.V он в течение пяти минут не мог прицельно атаковать активно оборонявшихся немцев и ему пришлось выйти из схватки, хотя ещё месяц назад он легко сбил такой же самолёт.
Впрочем в небе было уже подавляющее превосходство авиации Антанты.
Дело шло к перемирию и капитуляции.
Ну а пока ещё версальский вагон для переговоров, не приехал в версальский лес - бои продолжались.
LVG С.V был создан в 1917 году конструктором Карлом Саберски-Муссигбордт.
И производился до начала 18 года, когда ему на замену пришёл L.V.G. C.VI.
Самолёт немного уменьшили в размерах. Немного облагородили аэродинамику. Немного переделали систему стоек. И запустили в серию.
Шестицилиндровый рядный двигатель Бенц Bz.IV (200 л. с.), не позволял совершать скоростные "подвиги", но был надёжен как швейцарские часы.
Ну или как немецкие моторы.
С такими боевыми машинами Германия пришла к перемирию в Версальском вагоне.
И эти машины уже сильно отличались от тех которые были в начале войны. Значительно - в несколько раз выросла мощность моторов. А скорость самолётов увеличилась вдвое и превысила даже мировые рекорды установленные в предвоенное время.
Но это был ещё не пик развития аэродинамики. Самолёты созданные в последний год войны, но даже не успевшие взлететь до перемирия, ещё более отличались от машин 1918 года.

На этом сегодня всё. Ещё немного разного здесь:

Разное. Вне существующих разделов. | Боевая техника мира. | Дзен

Спасибо за просмотры, лайки и подписки. Не забывайте комментировать и говорить что Вам интересно!