Найти тему

ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

- Грузи сюда, грузи!
- Прямо в снег?! Там же оборудование, товарищи!
- Снимай с эшелона, на руках донесем, обогреем!

В октябре 1941-го в Ульяновске уже ударили морозы, а земля побелела. Сюда, буквально на пустырь, из Москвы экстренно эвакуируют крупные промышленные предприятия, в том числе часть Завода имени Сталина. Технику размещают где только возможно, в любом подходящем складском помещении. Вместе с оборудованием пребывают и специалисты, которых тоже нужно где-то селить. В ход идут сначала Дворец книги, а затем и краеведческий музей.

С чего все начиналось

В мире много культовых машин, любимых миллионами. За каждой стоит история ее создателей, но так получается, что далеко не все эти люди получили порцию заслуженной славы, а, возможно, не все этого и хотели. А ведь ульяновские машины появлялись в разные, тяжёлые и не очень времена, благодаря талантливым и преданным профессии людям. Таким, как работали в Отделе Главного Конструктора (ОГК) УАЗ.

Склады таможенного управления – первые производственные площади Ульяновского автозавода. 1941 год. 

Первые годы УАЗовцам пришлось несладко: свое место на заводе у конструкторов и технологов появится только в 1944 году, а собственное конструкторское бюро сформируют лишь десять лет спустя. Все потому, что в первые годы УАЗ занимался, как сказали бы сегодня, лицензионной сборкой: выпускал московский ЗИС-5В, горьковские ГАЗ-ММ и ГАЗ-АА.

Собственные разработки завода – иначе не скажешь – преследовал злой рок. Созданный совместно с НАТИ дизельный грузовик УльЗИС-253 был полностью готов уже к 1944-му. Поразительно, как ульяновские конструкторы под руководством приехавшего вместе с эвакуированным ЗИСом главным конструктором Борисом Львовичем Шапошником, не имея собственного угла, создали полностью оригинальный проект, а не обратились к копированию зарубежных образцов. Но на конвейер машина, увы, не встала.


Главный конструктор УАЗ в 1944 г. Борис Львович Шапошник
Главный конструктор УАЗ в 1944 г. Борис Львович Шапошник

Та же участь постигла бензиновые грузовики УАЗ-300 (1949 г.) и УАЗ-302. Все старания команды инженеров ЗИСа Ивана Алексеевича Давыдова, Григория Ивановича Красильникова, Ивана Федоровича Савинова и Льва Павловича Хилкова перечеркнули объективные факторы: в послевоенном СССР остро не хватало металла, было не до новых моделей. Скоро всю команду конструкторов расформировывают, а УАЗ начинает выпускать радиолокационную технику. Ходит легенда, что тогда на заводе было запрещено даже говорить слово «автомобиль».

Отдел Главного Конструктора (ОГК) УАЗ

Времена поменялись, и в 1954 году в Ульяновск передают производство внедорожников ГАЗ-69. Иван Алексеевич Давыдов становится заместителем главного конструктора и блестяще справляется с задачей создания нового отдела. А ведь на тот момент специалистов нужно было не только найти, но и обучить фактически с нуля.


Иван Алексеевич Давыдов, заместитель главного конструктора в 1954 г.
Иван Алексеевич Давыдов, заместитель главного конструктора в 1954 г.

Вместе с производством ГАЗ-69 из Горького в Ульяновск перебираются известные специалисты: конструктор, лауреат сталинской премии Пётр Иванович Мерзлюков, начальники бюро по шасси, двигателю и кузову Владимир Иванович Подольский, Готлиб Каспарович Шнайдер и Сергей Михайлович Тюрин. Созданный ОГК УАЗ пополняется выпускниками ХАДИ, МАМИ, Горьковского и Волгоградского политехнических институтов.

Алексей Васильевич Винокуров, в будущем ведущий конструктор УАЗ-469
Алексей Васильевич Винокуров, в будущем ведущий конструктор УАЗ-469

Конструкторская жизнь кипит, и на УАЗе складывается без преувеличения уникальная атмосфера. Опытные ГАЗовцы плюс энергичная молодежь с горящими глазами и смелыми идеями. Ну и, естественно, Минобороны, как единственный заказчик – с требованиями невероятных разработок. Возможно, максимальной степени новаторства способствовала еще не отлаженная на заводе бюрократическая машина – работа кипит без лишней бумажной волокиты и строгой иерархии управления.

Изделие 450

Сразу после создания ОГК УАЗа получает задание на новый автомобиль для армии. Перед уже сформировавшейся командой – Иван Алексеевич Давыдов, Владимир Иванович Подольский, Готлиб Каспарович Шнайдер , Сергей Михайлович Тюрин – ставят задачу представить опытные образцы уже в конце года. В постоянных горячих спорах (машина-то должна быть инновационной во всём!) рождается малотоннажный полноприводный фургон с вагонной компоновкой и кабиной над двигателем. На тот момент в мире у «изделия 450» конкурентов нет. Несмотря на вопросы к технике, автомобиль в 1955 году выходит на испытания, и три года спустя начинается серийный выпуск УАЗ-450, будущей «Буханки».

Опытные образцы УАЗ-450. 1955-1956
Опытные образцы УАЗ-450. 1955-1956

Та самая «Буханка»

Именно будущей: «теплое» прозвище заслужил не первый УАЗ-450, а сменивший его в 1965 году УАЗ-452. Над модернизацией начали колдовать еще до серийного выпуска 450-й модели – в 1957-м. Конструкторы Егор Романович Варченко, Лев Адрианович Старцев, Михаил Павлович Цыганов, Сергей Михайлович Тюрин и Георгий Константинович Мирзоев ломали головы, меняя агрегаты и узлы, компоновку и ходовую часть.

Егор Романович Варченко, один из непосредственных разработчиков грузового семейства УАЗ
Егор Романович Варченко, один из непосредственных разработчиков грузового семейства УАЗ

Опережая «старших братьев»

Думали на УАЗе не только над новыми машинами. В 1961-62 годах был введен в эксплуатацию толкающий конвейер. Он облегчил транспортировку узлов и компонентов автомобиля и одновременно позволил использовать весь объем здания и подвал. В то время аналогов такой схемы нет даже у гигантов советской автоиндустрии – ГАЗа и ЗИЛа!

УАЗ-469. Кто автор?

В 1972 году в серию пошел внедорожник УАЗ-469. В работах над этим проектом участвует весь ОГК, насчитывающий к тому времени под сотню человек. Основными вдохновителями и движущей силой проекта выступили главный конструктор Петр Иванович Музюкин, заложивший основу новой машины, а также пришедший ему на смену в 1967-м Пётр Иванович Жуков, который продолжил разработку автомобиля и запустил его в производство.

Огромный вклад в проект внесли ведущий конструктор Алексей Васильевич Винокуров, разработчик мостов с колесными редукторами Георгий Константинович Мирзоев, конструктор прототипа Лев Адрианович Старцев.

Особенно интересна история рождения дизайна машины. Выпускник МАМИ А.И. Рахманов хоть и отвечал за деталировку узлов, но в свободное время нарисовал внешность 469-го. Эскиз увидел конструктор по кузовам Юрий Григорьевич Борзов и взял для макетирования.

Петр Иванович Музюкин, главный конструктор УАЗ-469.
Петр Иванович Музюкин, главный конструктор УАЗ-469.

Разумеется, этими проектами ОГК не исчерпывается. За десятилетия, помимо серийных машин, здесь создали электрокары, гусеничные, лыжные и водоплавающие автомобили. Сегодня многие из этих разработок формируют коллекцию заводского музея УАЗ, напоминая — ничего невозможного для наших инженеров и производств нет.