К этому моменту ваши дети(ученики) должны овладеть навыком поиска И ПРИМЕНЕНИЯ ответа на вопрос "От чего произошло слово?" Главное - должно появиться убеждение, что это реально помогает, а значит, писать грамотнее возможно!
Если вы только присоединяетесь к нам, посмотрите здесь.
После лёгкого правила о приставках на з/с перейдём к правописанию разделительных ь и Ъ знаков, потому что приём нахождения корня здесь так же необходим.
Перерисуйте или скачайте-распечатайте "картинку"
Добавьте значки: слева над буквой Ь - покажите корень, перед Ъ нарисуйте значок приставки и покажите цифру 1 как обозначение первого условия, с буквы Й начните знак корня, пометьте эту букву значком 2 в знак второго обязательного условия.
Что главное? Запомнить алгоритм мысли по шагам:
Слышен ли в середине слова взрыв между звуками? Работаем только с такими словами.
1. От чего произошло слово?
2. Есть ли приставка?
2а. приставка есть - проверяем наличие двух условий: а) приставка, б) буквы со звуком Й. Если есть - пишем Ъ.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛОВА
ёмкость,ЕСЛИ БУДЕТЕ ЗНАТЬ, ЧТО ИМЕННО ЭТОТ КОРЕНЬ В СЛОВАХ
объём, съёмка, подъём - ошибок не будет;
ЯТИ - древнерусский глагол в значении "обхватить руками, иметь"
С этим корнем слова ИЗЪЯТЬ, ОБЪЯТИЯ.
Если нет второго условия - пишем слитно БЕЗ ЗНАКА.
Любимые ошибки, когда вписывают ненужный Ъ в словах:
СУЗИТЬ, ЭКОНОМИТЬ, САГИТИРОВАТЬ и т.д. (нет второго условия!!!)
2б) нет приставки - значит, в середине или в конце корня - пишем Ь.
Обратите внимание на слова
шЬёт (от шить), бьёт (от бить), пЬёт (от пить), льёт (от лить)
ВЫВОД: здесь корни из одной первой буквы ( +ь), приставки нет - пишем с Ь.
в принципе всё.
Поработайте в том порядке, что я прописала в предыдущей статье, вот вам немного материалов для карточек.
В день 1- максимум 2 колонки, но зато с работами над ошибками и проговариванием вслух!
!!!!!!! ПрИ РАЗБОРЕ ОШИБОК ПРОГОВАРИВАНИЕ АЛГОРИТМА ВСЛУХ ПОШАГОВО ОБЯЗАТЕЛЬНО ДЕЛАТЬ. По этому проговариванию поймёте, где сбой:
- или не понимает значения слова (это видно по трудности в подборе корня),
- или не отработана тема "Части слова"(Морфемика) т.е.корень, приставка и т.д,
- а может, не слышат звук Й?
Это не ошибка, не невнимательность!! это повод для отработки!!
Напомню порядок разбора слова по составу!
1. Изменяем по числам ,родам - отмечаем окончание, основу.
2. От чего произошло слово? (учителя, прекрасно владеющие теоретическим материалом, вполне резонно скажут, что то, что здесь мы находимя, далеко не производящая основа. Но для понимания на уровне детей этот прием подходит лучше. Замечания приму, но за много лет использования этого приёма никому не навредила).
выделяем корень.
3. ищем приставку/и, обязательно вспоминаем, встречали ли ещё такую? (например - приставки оба не бывает и т.д.)
4. находим суффикс.
В тонкости морфемного анализа инфинитива, наречия и т.п. сейчас не будем вникать.
А это для повторения написания через размышление "От чего произошло слово?"
Не забудьте вспомнить ЧЕРЕСЧУР И ДРУГИЕ, ГДЕ РАНЕЕ ДОПУСКАЛИСЬ ОШИБКИ.
А тем, кто дочитал, анекдот филологический на заданную тему:
- Алё! Это булошная?
- Нет, сливошная.
- Здесь сливки делают?
- Нет, помои сливают.