Найти в Дзене

Головоломка 2 – простой мульт про сложные процессы

Период полового созревания — это время не только больших надежд, но и тревог. Учёные ежедневно находят новые подтверждения того, что мозг подростка воспринимает окружающую действительность иначе, чем мозг детей или взрослых.

Подростки меняются, стараясь найти своё место в мире; их мозг и тело подвергаются значительной перестройке. Их импульсивное поведение, грубость и упрямство не являются их виной. В период формирования характера и личности подростки очень пластичны. С развитием самосознания и амбиций каждая черта характера становится гротескной и подверженной крайностям. Подросток не всегда осознаёт свои когнитивные, эмоциональные и поведенческие ограничения.

Половое созревание — крайне сложный период, поскольку реакции подростков на внешний мир во многом определяются эмоциями, а не рассудком. Это фаза, когда ребёнок за несколько лет проживает серьёзные изменения: меняется его тело, развивается самосознание, формируется образ Я.

Навык саморегуляция — ключевой для каждого человека. Один из важных аспектов подросткового периода — принятие и осознание своих эмоций. Это позволяет эффективнее управлять ими и строить позитивные взаимоотношения с окружающими.

Существенным процессом в мозге подростков является так называемая "обрезка" нейронных связей (прунинг) что может объяснять их забывчивость и рассеянность. Подростки могут вчера помнить что-то, а сегодня уже забыть это — это нормальная часть их развития.

Кроме того, подростковый период сопровождается значительными физическими изменениями, такими как ломка голоса и изменение тела. Важно, чтобы подростки научились принимать и управлять этими изменениями. Некоторые подростки могут испытывать сложности с принятием своего нового тела и самоидентификацией. В этот период они ищут свое "я" и могут задаваться вопросами о своей истинной сущности.

Сценарии поведения и восприятия мира, формирующиеся в подростковом возрасте, оказывают значительное влияние на будущее человека. Эти шаблоны определяют, как он будет справляться с эмоциональными трудностями, брать ответственность за свои действия или избегать её, а также выстраивать отношения с окружающими.

Каждая эмоция — будь то печаль, хандра, зависть или стыд — имеет своё место в процессе взросления. Подавление или игнорирование эмоций может привести к негативным последствиям. Нормально испытывать весь спектр эмоций, и каждая из них имеет своё значение и функцию в жизни человека.

Поэтому так важно поддерживать подростков в это время, помогая им разобраться в их чувствах и научиться принимать их без осуждения. Это позволит им успешно справиться с этим сложным, но важным этапом жизни.

Эмоциональные колебания подростков связаны с тем, что их мозг ещё не полностью сформировался. Молодые люди часто совершают необдуманные поступки, поскольку не до конца умеют выстраивать причинно-следственные связи. Несмотря на то, что они считают себя взрослыми, не всегда готовы нести полную ответственность за свои действия. В то же время, подростки чувствуют потребность быть взрослыми, но часто возвращаются к состоянию, когда говорят: "Я ещё маленький". Эти колебания между взрослением и детством могут продолжаться долгое время.

-2

Наблюдать за тем, как у ребёнка формируется самосознание – это увлекательный процесс, в фильме показаны две крайности: радость и тревожность, каждая из которых оказывает своё воздействие на развитие самосознания.

Радость играет первостепенную роль в этом процессе, выполняя функцию своеобразного "сортировщика": она изгоняет воспоминания, содержащие негативные эмоции, такие как грусть, печаль или злость, считая их ненужными. Тревожность  также действует подобным образом.

Ошибки, которые мы совершаем – это бесценный опыт. Мы можем интегрировать его, присваивая себе уроки из каждой ситуации и извлекая из них пользу для самосознания. Осознание того, что можно ошибаться и всё равно оставаться хорошим человеком, имеет огромное значение.

Радость создает идеализированную картину мира, где всё прекрасно, я хорош и всё вокруг замечательно. В отличие от нее тревожность акцентирует внимание на обязанностях и необходимости следовать правилам и нормам. Тревожность связана с проектированием будущего и часто включает элементы компульсивного поведения.

-3

Тревожность выполняет важную функцию адаптации к неизвестному и новому. Она помогает справляться с неведомым и потенциальными угрозами, подсказывая, как себя вести в таких ситуациях. В отличие от радости, которая стремится стереть неблагоприятные события из памяти, тревожность сохраняет их, складывая в "темные углы" сознания и разрушая веру в себя.

С течением времени накопленный опыт, ранее оцененный ими как неудачный и хранимый в глубинах сознания, всплывает на поверхность, изменяя личность. Такой процесс показывает, что человек может быть не только "хорошим", он может быть разным. Самосознание перестает быть единообразным и становится многогранным, меняя форму и свечение.

Таким образом, самосознание расширяется, позволяя человеку осознавать свою многомерность: "Я могу быть грустным, могу плакать, могу злиться". Умеренная тревожность играет роль стабилизатора, помогая готовиться к задачам и прогнозировать будущее.

-4

В конечном итоге, тревожность подсказывает негативные сценарии, а радость добавляет позитивный настрой, помогая мыслить шире. Эта динамика между радостью и тревожностью позволяет развивать более сложное и устойчивое самосознание, понимая свою многогранность.

Подростки находятся на этапе формирования своего самосознания и убеждений. Радость спрашивает тревожность: "Я не могу повлиять на решение тренера, но на что я могу повлиять?" Этот вопрос помогает сосредоточиться на том, за что подросток действительно ответственен. Радость отвечает: "Я могу подготовиться к экзамену", и это осознание своих границ ответственности играет важную роль. Подросток стремится нравиться другим, но не может управлять их реакциями, что вызывает тревожность. Важно различать, на что мы можем влиять, а на что нет, и работать в своей зоне ответственности, чтобы избежать хаоса и суеты. Тревожность важна, так как активизирует защитные механизмы, помогающие нам выживать. Однако выбор поведения в моменты тревоги не всегда оказывается эффективным. Мы часто прибегаем к привычным стратегиям, даже если они не эффективны.

В мультфильме Райли признаёт свои ошибки и берёт на себя ответственность за свои действия. Она извиняется перед подругами, объясняя, что её поведение было вызвано эмоциями. Это показывает важность открытого выражения чувств, а не их подавления. Когда мы говорим о своих эмоциях, мы лучше понимаем, что с нами происходит. Например, выражение гнева или грусти помогает снизить тревожность и осознать свои реакции.

Хочу обратить ваше внимание на небольшую деталь — персонажей в комнате секретов Ралли. Дети часто смотрят видео, которые кажется родителям бессмысленными, вызывает раздражение. Однако что-то в этих видео привлекает детей, и они пересматривают их снова и снова. Персонаж-супергерой, подобный ниндзя, медленно, но уверенно решает задачи, несмотря на кажущуюся неэффективность, в конечном итоге он преодолевает препятствия и достигает успеха. Забавная сумка-рюкзачок, на первый взгляд наполненная бессмысленными предметами, оказывается важным инструментом для преодоления трудностей. На мой взгляд, это прекрасная метафора того, что все ответы уже внутри нас, и важно только их обнаружить. Интересно и то, что сумочку забирает себе персонаж, олицетворяющий Гнев. Именно здоровая агрессия может стать основой творческого импульса.

Этот пример показывает, что не стоит недооценивать вещи из-за их внешнего вида или кажущейся бессмысленности. Взрослым полезно пытаться понять, что привлекает детей в тех или иных мультгероях или персонажах игр и почему определённые вещи для них значимы. Целесообразно извлечь полезный опыт даже из самых неожиданных источников.

-5

Любая эмоция имеет две стороны: позитивную и негативную. Полярность выражается по-разному и может быть направлена на созидание или разрушение. Подавление злости может привести к неожиданным всплескам агрессии млм аутоагрессии. С другой стороны, выражение эмоций позволяет использовать их как движущую силу для достижения целей. Например, исследовательский интерес у детей часто связан с агрессией, которая побуждает их к достижениям и любопытству. Агрессия необходима, чтобы научиться говорить "нет" и отстаивать свои границы.

-6

Стыд – это эмоция, связанная с самосознанием. Люди готовы на многое, чтобы избежать чувства стыда, унижения, вины или смущения. Стыд – это крупный и неуклюжий, прячущийся под капюшоном персонаж. Тем не менее, это очень важная эмоция.

В период полового созревания остров "Семья" становится менее значим, а остров "Дружба" расширяется, становясь центральной социальной опорой. Родители отходят на второй план, уступая место сверстникам, клубам по интересам и статусу в нем. Мнение друзей приобретает главенствующее значение, а стыд становится регулятором норм – что допустимо, а что нет.

Стыд защищает нас, например, когда мы лжём, обнаруживая нарушение нормы, или когда мы воруем. Стыд становится патологическим, когда он преследует человека постоянно. В случае семей с алкозависимыми членами, ребёнок может стыдиться так, что эта эмоция превращается в основную его идентичность. Все его действия сопровождаются чувством стыда, даже если нет объективных причин.

Стыд оправдан в ситуациях, когда:

- Человек преднамеренно причиняет вред или обманывает ради собственной выгоды (например, крадёт, лжёт, эксплуатирует слабых).

- Его действия угрожают благополучию группы (например, человек провоцирует конфликты ради личных целей).

Стыд эволюционировал чтобы предоставлять нам болезненную, но важную обратную связь о поведении, способном навредить. Когда мы испытываем стыд, мы стремимся избежать ситуации или подчиниться другим, чтобы сохранить статус, уменьшить агрессию и вызвать симпатию.

В одном эпизоде показывают, как Брезгливость выражает неприязнь к брокколи. В это время Ралли, стремясь соответствовать ожиданиям окружающих, начинает есть батончики, несмотря на то, что ей они не нравятся. Этот пример ярко иллюстрирует, как люди, пытаясь заслужить одобрение или любовь, могут идти против своих собственных предпочтений.

Для любого человека первостепенной задачей является выживание. Нередко мы приспосабливаемся к окружающей среде, изменяя свои привычки и предпочтения. Однако важно находить баланс и заботиться о своих истинных потребностях.

Не менее важно понять, кто ты есть на самом деле. Взрослые часто пытаются играть определенные роли, чтобы угодить другим. Например, если кто-то хочет видеть нас хорошими, мы стараемся быть "хорошими", если удобными — "удобными". Это постоянная игра масок, которая затрудняет осознание собственной сущности.

Зрелость приходит с осознанием своей ответственности за выборы и поступки.

Итак, важные уроки, представленные в мультфильме:

  • Выражение эмоций - для психического здоровья крайне важно открыто выражать свои чувства, так как их подавление может привести к внутреннему конфликту и усилению тревожности.
  • Признание ошибок - умение признавать свои ошибки и принимать ответственность за поступки улучшает отношения и способствует личностному росту.
  • Поддержка близких - эмоциональное развитие ребёнка во многом зависит от поддержки родителей и близких людей.
  • Принятие себя - гармония и внутреннее спокойствие достигаются посредством принятия себя и своих эмоций.

Этот мультфильм не только поднимает настроение, но также несет в себе глубокий смысл, который может стать важным уроком для детей и взрослых. Он подчеркивает, что открытость и честность в выражении своих чувств помогают нам становиться лучше и жить более полной жизнью.

Группа Кинотерапии «Вдохновение» — развитие эмоционального интеллекта и навыков рефлексии

 Мой Телеграмм Канал