Найти в Дзене

ИОВ (ч.12): ПЕРВАЯ РЕЧЬ СОФАРА

(11:1-20) Последним из трёх друзей заговорил Софар. Вероятно, он был младшим из них. Всё, что о нём известно, основано на его же словах. Джеймс Стран называет его «обычным ортодоксальным догматиком». По мнению Фрэнсиса Андерсена, в речах Софара нет и нотки сочувствия: «Холодное осуждение Софара показывает, что он не слышал сердца Иова. Его нравоучительные упрёки показывают, что он не чувствовал его боль». Гомер Хэйли добавляет, что дух Софара — «догматический, холодный, бессердечный и несправедливый в обвинениях». Софар не нуждался ни в ночных видениях, какие были у Елифаза, ни в мудрости отцов, к которой апеллировал Вилдад. Он был уверен в правильности своего собственного мнения об Иове. Его первая речь отличается суровыми упрёками, отстаиванием Божьей справедливости и его собственными советами. «И отвечал Софар наамитянин и сказал: "Разве на множество слов нельзя дать ответа, и разве человек многоречивый прав? Пустословие твоё заставит ли молчать мужей, чтобы ты глумился и некому был
Оглавление

(11:1-20)

Последним из трёх друзей заговорил Софар. Вероятно, он был младшим из них. Всё, что о нём известно, основано на его же словах. Джеймс Стран называет его «обычным ортодоксальным догматиком». По мнению Фрэнсиса Андерсена, в речах Софара нет и нотки сочувствия: «Холодное осуждение Софара показывает, что он не слышал сердца Иова. Его нравоучительные упрёки показывают, что он не чувствовал его боль». Гомер Хэйли добавляет, что дух Софара — «догматический, холодный, бессердечный и несправедливый в обвинениях».

Софар не нуждался ни в ночных видениях, какие были у Елифаза, ни в мудрости отцов, к которой апеллировал Вилдад. Он был уверен в правильности своего собственного мнения об Иове. Его первая речь отличается суровыми упрёками, отстаиванием Божьей справедливости и его собственными советами.

УПРЁКИ ИОВУ В ЕГО ВЫСОКОМЕРИИ

«И отвечал Софар наамитянин и сказал: "Разве на множество слов нельзя дать ответа, и разве человек многоречивый прав? Пустословие твоё заставит ли молчать мужей, чтобы ты глумился и некому было постыдить тебя? Ты сам сказал: 'Суждение моё верно, и чист я в очах Твоих'. Но если бы Бог заговорил и отверз уста Свои к тебе и открыл тебе тайны премудрости, что тебе вдвое больше следовало бы понести! Итак, знай, что Бог для тебя некоторые из беззаконий твоих предал забвению"» (Иов 11:1-6).

Стихи 1-3. Софар начинает свои нападки на Иова с четырёх вопросов. На все эти вопросы следует отвечать отрицательно. Слово, переведённое как «прав» (цадек), также можно трактовать как «объявить праведным». Слово «глумился» (бад) означает «безудержная болтовня, хвастовство», особенно в сочетании с идеей о воображаемых достоинствах или притязаниях. Его обычно употребляли по отношению к человеку, который говорит поспешно и безответственно.

Стих 4. «Ты сказал: "Суждение моё верно, и я чист в очах Твоих"». Читателю даже не стоит тратить своё время, пытаясь отыскать в книге эти слова Иова. Иов никогда не использовал слово «чист» (зак), говоря о своей жизни, вместо него предпочитая слово «невинен» (там). Древнееврейское слово там по-разному переводится в Синодальной Библии: «невинен», «непорочный». Утверждения Иова о его «невинности» (9:20-22; 12:4; 31:6) согласуются со словами Бога (1:1, 8; 2:3). Иов не говорил, что за ним не было никакого греха. Скорее, он настаивал на том, что не совершил такого греха, за который его следовало бы так сурово наказывать.

Стих 5. Софар хотел, чтобы Бог открыто обвинил Иова. Но поскольку Бог этого не сделал, Софар чувствовал себя обязанным сделать это за Него!

Стих 6. Если бы Бог заговорил, Он бы открыл все тайны Своей премудрости, чтобы Иов убедился в своей неправоте. Слова «премудрость» (хокма) и «сокровенная мудрость» (Новый Русский Перевод) (тушиййах) часто используются в Ветхом завете. Так, слово «мудрость» встречается на страницах книги Иова восемнадцать раз (например, см. 4:21; 12:2, 13; 28:12, 18, 20, 28). Тушиййах встречается в книге Иова восемь раз (5:12; 6:13; 11:6; 12:16; 26:3; 30:22) и каждый раз переводится по-разному.

«Знай, что Бог для тебя некоторые из беззаконий твоих предал забвению». По мнению Софара, Иов должен был бы радоваться, что Бог не наказал его в полной мере за все его прегрешения.

НЕДОСТИЖИМЫЙ БОГ

«Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? Он превыше небес — что можешь сделать? Глубже преисподней — что можешь узнать? Длиннее земли мера Его и шире моря. Если Он пройдёт и заключит кого в оковы и представит на суд, то кто отклонит Его? Ибо Он знает людей лживых и видит беззаконие и оставит ли его без внимания? Но пустой человек мудрствует, хотя человек рождается подобно дикому ослёнку» (Иов 11:7-12).

Стихи 7-9. «Можешь ли ты исследованием найти Бога?» («Можешь ли Божьи глубины постигнуть?»; Новый Русский Перевод). Софар описывает Бога не только, как недоступного, но и находящегося за пределами нашего понимания. Природу Бога нельзя измерить: она превыше небес, глубже преисподней, длиннее земли и шире моря. Джон Хартли пишет: «Сотворённый порядок, хотя и слишком большой, чтобы человек мог исследовать его до самых границ, является слишком малым, чтобы вместить Бога».

Х. Роули отмечает, что «суждения друзей Иова часто являются правильными, хотя затем они делают из них неправильные выводы, так же, как и сам Иов приходит к ложным заключениям на основании своего опыта и религиозных воззрений». На риторические вопросы в этих стихах у Иова не было ответов. Эти вопросы должны были привести его к смиренному, даже униженному состоянию мыслей. По справедливому замечанию Гомер Хэйли, «хотя никому не дано познать или даже приблизиться к познанию Бога, это не должно останавливать нас от попыток узнать то, что в наших силах».

Стих 10. «Если Он пройдёт и заключит кого в оковы и представит на суд, то кто отклонит Его?» Иными словами, Бог никому не подотчётен! В других версиях эта мысль передана более выразительно: «Если пройдёт Он, бросит в темницу и созовёт суд — кто Ему помешает?» (Новый Русский Перевод); «Кто может Его остановить, когда берёт Он, запирает на замок и собирает суд над вами?» (Современный Перевод).

Стих 11. Всеведение Бога присуще Его природе, Ему не нужно спрашивать или исследовать. Он знает обо всех беззакониях всех людей.

Стих 12. «Но пустой человек мудрствует, хотя человек рождается подобно дикому ослёнку». («Ослица человека не родит, и глупый никогда не станет мудрым»; Современный Перевод). Вероятно, здесь упоминается известная в те времена пословица. Её основный смысл в том, что человеку не дано стать мудрым своими усилиями.

ПРИЗЫВ К ИОВУ ПОКАЯТЬСЯ

«Если ты управишь сердце твоё и прострёшь к Нему руки твои и если есть порок в руке твоей, а ты удалишь его и не дашь беззаконию обитать в шатрах твоих, но поднимешь незапятнанное лицо твоё, и будешь твёрд, и не будешь бояться. Тогда забудешь горе; как о воде протёкшей, будешь вспоминать о нём. И яснее полдня пойдёт жизнь твоя; просветлеешь, как утро. И будешь спокоен, ибо есть надежда; ты ограждён и можешь спать безопасно. Будешь лежать, и не будет устрашающего, и многие будут заискивать пред тобой. Глаза беззаконных истают, и убежище пропадёт у них, и надежда их исчезнет» (Иов 11:13-20).

Стихи 13, 14. Софар обращается к Иову с призывом покаяться, используя частицу «а» (им), переведённую как «если». Софар считал, что Иов позволил своему сердцу уклониться от Бога и что причиной всех его проблем был его порок. Если бы Иов удалил его от себя, он был бы готов получить благословения от Господа.

Фраза «прострёшь к Нему руки твои» указывает на обычай поднимать руки в молитве и мольбе к Господу (Исх. 9:33; 3 Цар. 8:22, 38; Езд. 9:5; Пс. 87:10; 142:6; Ис. 1:15; 1 Тим. 2:8).

«И не дашь беззаконию обитать в шатрах твоих». Глава племени был ответственен за то, что происходило в его «шатрах», то есть его семью и всех, кто был в его подчинении.

Стихи 15-19. Софар перечислил десять благ, которые откроются для Иова, если он выполнит условия из предыдущих стихов. И хотя эти благословения действительно получают праведные, исходные теологические предпосылки Софара являются ложными. Он отказывался признать, что иногда и хорошие люди страдают и что страдания не всегда являются результатом личных грехов этих людей.

Стих 20. «Глаза беззаконных истают, и убежище пропадёт у них, и надежда их исчезнет». Джон Хартли пишет: «Очевидно, что заключение Софара вытекает из его доктрины о воздаянии и наказании, и потому он приходит к выводу, что Иов страдает из-за каких-то тайных грехов. А значит его страдание справедливо и заслуженно». В его понимании, у Иова был небольшой выбор: покаяться или умереть!

Школа Библии — онлайн — Изучение Библии онлайн