Когда дело доходит до выбора рабочего пространства для бизнеса, стоит рассмотреть все варианты и подобрать лучший для своей команды.
Например, если выбрать классический офис, а большинство сотрудников предпочитают работать из дома, помещение будет пустовать, а деньги — тратиться впустую.
В этой статье сравним три популярные модели офисов в 2024 году: классический, гибкий офис и коворкинг. Будет полезно малому, среднему и крупному бизнесу.
Сравнивать модели будем по пяти критериям:
- Тип деятельности
- Экономия
- Комфорт
- Нетворкинг
- Гибкость
Классический офис
Классический офис — это традиционное рабочее место, куда сотрудники приходят каждый день. Компания арендует или покупает помещение, обустраивает его столами, стульями и всем необходимым для работы. Такой офис требует постоянных затрат на аренду, коммунальные услуги и обслуживание.
Тип деятельности. Подойдет для компаний, где для работы нужны тишина и приватность. Например, банкам, страховым или юридическим компаниям.
В отдельных кабинетах каждый сотрудник сможет принимать клиентов и не отвлекаться на посторонний шум.
Экономия. Главное отличие от коворкингов и гибких офисов — бизнес платит владельцу помещения только арендную плату и коммунальные платежи. Не нужно выделять бюджет на доплаты за переговорные комнаты, боксы для хранения документов, подписки на программы для онлайн-встреч.
При этом компания может обставить офис так, как хочется. Например, расклеить фирменные атрибуты, поставить любую мебель, технику и цветочки в горшках.
Комфорт. Можно оборудовать комнату матери и ребенка или разрешить приходить с животными — в этом преимущество классического офиса. Не нужно всё согласовывать с остальными арендаторами.
А еще собственные системы безопасности, камеры видеонаблюдения и доступ по пропускам защищают бизнес и сотрудников от утечки секретных данных. И вызывают доверие у новых клиентов.
Нетворкинг. В классическом офисе компании могут сами устраивать тематические встречи и корпоративные митапы.
Гибкость. В традиционных офисах рабочие места зафиксированы за каждым сотрудником, а аренда помещения прописана зачастую на год вперед. При этом, если компания захочет расширять штат, придется арендовать дополнительный офис или переезжать в пространство побольше.
Классический офис — история про высокую арендную плату и постоянные расходы на содержание. Но за это вы получаете отдельное помещение и устанавливаете свои правила.
Гибкий офис
Гибкий офис — это рабочее пространство, которое адаптируется под нужды сотрудников и компании. В таком офисе нет фиксированных рабочих мест и сотрудники могут выбирать, где и когда работать.
Это может быть сочетание работы из дома, в кафе, коворкинге или самом офисе. Основная идея гибкого офиса — предоставить максимальную свободу и удобство для сотрудников, одновременно сокращая расходы на аренду и содержание большого помещения. Гибкий офис часто включает зоны для совместной работы, переговорные комнаты и тихие уголки для сосредоточенной работы.
Тип деятельности. Подходит для проектной работы, где команды могут изменяться и перемещаться. Например, для компаний с гибридным режимом, когда сотрудники посещают офис три-четыре раза в неделю, а остальное время работают дистанционно.
Экономия. В гибком офисе столов меньше, чем работников в компании. Это сокращает расходы на аренду.
Например, если в компании 350 сотрудников, необязательно снимать офис на 350 столов — подойдет помещение и на 70–90 мест. Но только если сделать гибридный режим работы. Часть сотрудников — в офисе, часть работает дистанционно.
Для команд, которые большую часть времени работают из офиса, можно закрепить постоянные места, а для тех, кому нужен офис пару раз в неделю, организовать систему бронирования рабочих мест. Так коллеги смогут бронировать места через специальную систему и всегда знать, что найдут в офисе свободное место.
Другой вариант — поручить руководителям организовать расписание для своих команд. Например, чтобы разработчики приходили в офис два раза в неделю, а юристы — два раза в месяц, а в остальное время работали удаленно.
Арендодатель помещения с гибкими офисами зачастую берет на себя аутсорсинг административно-хозяйственных услуг: все заботы об оборудовании, мебели, интернете, уборке, охране и таких мелочах, как вода, кофе и бумага для принтера. Переезд в такие помещения проходит максимально просто.
Комфорт. Сотрудники смогут заранее выбирать рабочие места. Например, понравилось место у окна — забронировали, хочется сесть подальше от кондиционера — выбрали удобное место.
Благодаря тому, что на гибридной работе можно сократить количество рабочих мест в офисе, найти удобное место для сотрудников и клиентов становится легче. Например, арендовать пространство поменьше, но вблизи метро или в центре, рядом с парками и кафе.
Нетворкинг. Гибкий офис не делится на отдельные кабинеты для каждого сотрудника, здесь много общих столов. Коллеги могут проводить краткие импровизированные мозговые штурмы, общаться в неформальной обстановке и быстрее генерить решения.
Гибкость. Такой офис отличается от классического тем, что его можно быстро адаптировать под нужды компании. Выросла команда — оперативно увеличили количество рабочих мест.
В гибких офисах арендодатель изначально сам внедряет такие «плюшки», как кухня, игровая зоны, спортивный зал и даже комнаты для сна. А это помогает в условиях кадрового голода привлекать специалистов, завлекая плюшками.
Гибкий офис кажется идеальным: сотрудники могут работать из дома и приезжать в офис по необходимости, экономя деньги и время на дорогу. Но при этом придется уделить время организации работы.
Коворкинг
Коворкинг — это общее рабочее пространство, которое арендуют разные компании или отдельные сотрудники. В таком пространстве предоставляются рабочие места, конференц-залы, интернет и другие офисные удобства.
Коворкинги обычно оборудованы всем необходимым для работы, включая столы, стулья, принтеры и зоны отдыха.
Тип деятельности. Такой формат подходит среднему и малому бизнесу, где сотрудники могут работать удаленно из разных коворкингов или маленькой командой в одном коворкинге.
Экономия. Обычно коворкинги берут плату только за то количество дней или часов, которые отработали сотрудники компании. Поэтому такой вариант подойдет бизнесу, где хочется и создать комфортные условия для команды, и при этом не раздувать бюджет арендой целого офиса.
Комфорт. В коворкинге есть всё для комфорта сотрудников: удобные зоны для отдыха и работы, интернет, принтеры и кофемашины. А чтобы избежать шума, есть переговорные комнаты для совещаний и личных звонков. Но за них придется отдельно доплачивать.
Нетворкинг. Коворкинги сами часто проводят мастер-классы, семинары и встречи для бизнес-знакомств. Так, при участии в семинаре можно презентовать продукт компании и найти новых клиентов.
Гибкость. Можно хоть каждый день менять количество арендуемых мест, учитывая потребности команды.
Коворкинг дешевле прошлых вариантов, но при этом точно не подойдет компаниям, где важна тишина для встреч с клиентами.
Итоги: какой офис выбрать в 2024 году
Чтобы было проще определиться с форматом офиса, составили табличку с главными плюсами и минусами по нашим критериям. Смотрите и выбирайте↓