1. Проверка домашнего задания. Упражнение 124. Дети читают предложения, объясняют написание окончаний прилагательных, указывают склонение и падеж существительных.
2. Объявление темы урока. Сегодня мы напишем проверочный диктант на окончания прилагательных и существительных.
3. Диктант. Послушайте текст и назовите слова с орфограммами:
Кончилось осеннее ненастье. Наступила зимняя погода. Земля покрылась толстым слоем пушистого снега. Птицы уже далеко за синим морем. Солнце мало греет, но блестит ярче летнего. Снег лежит серебром и на солнце блестит разноцветным огнем. Красивым инеем оделись деревья. В лесу стоит тишь. Только белка прыгает с ветки на ветку. На чистом снегу видны следы зверей. Вот заяц выскочил из мелкого кустарника, и опять тишина. (64 слова).
После устного разбора слов с орфограммами, дети приступают к записи текста под диктовку.
4. Проверка диктанта. Учитель перечитывает текст, а дети его проверяют.
5. Грамматическое задание.
- Подчеркните прилагательные волнистой линией и обозначьте их род и падеж.
- Разберите предпоследнее предложение по членам и частям речи.
- Разберите по составу слова осеннее, пушистого, разноцветным, мелкого.
6. Проверка всей работы. Учащиеся проверяют еще раз текст целиком и грамматические разборы.
7. Анализ проверочных работ учителем.
Ошибки в диктанте:
- безударные гласные в корне ... чел.
- разделительный мягкий знак ... чел.
- падежные окончания прилагательных ... чел.
- падежные окончания существительных ... чел.
- словарные слова ... чел.
- ь знак после шипящих у существительных 3-го склонения ... чел.
- ЖИ-ШИ ... чел.
- предлоги и приставки ... чел.
- и т.д.
"5" - ... чел.
"4" - ... чел.
"3" - ... чел.
"2" - ... чел.
Делим количество "5" и "4" на количество учащихся и получаем процент качества знаний. 65% считается удовлетворительным.